Примерное время чтения: 8 минут
167

Первый феминист России. Как царь-реформатор освободил русских женщин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты - Петербург 14/09/2022 Сюжет Петру I - 350 лет

В нашей стране борьба за равноправие женщин традиционно ассоциируется с именами Клары Цеткин и Розы Люксембург, а памятной датой, связанной с этой политической традицией, изначально было 8 марта. Однако с гораздо большим основанием сторонники женского равноправия могли бы почитать Петра I, целый ряд указов которого в начале XVIII века в прямом смысле слова освободил русских женщин из «теремного» заключения.

Домашнее рабство

Ко времени правления Петра I в России сложилась очень странная и непохожая на другие страны Европы система взаимоотношения полов. И хотя на Западе женщины также были ограничены в правах и возможностях, но, как отмечает историк Николай Костомаров в своем сочинении «Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях», «все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женой. По законам приличия, порожденным византийским аскетизмом и грубой татарской ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиной разговор. Вообще женщина считалась существом ниже мужчины и в некоторых отношениях нечистым».

Когда девушек выдавали замуж, никто не интересовался их согласием. Более того, считалось даже неприличным видеть будущего мужа до венчания. После свадьбы на женщину взваливалась вся тяжелая работа по дому. И противиться было нельзя.

Повседневная домашняя жизнь регулировалась правилами «Домостроя», который прямо рекомендовал мужу периодически «учить» (то есть избивать) свою жену. Фактически мужчина мог постепенно забить свою жену до смерти – и ни общество, ни власти не поставили бы ему это в вину. При этом в самом приниженном положении оказались, как ни странно, знатные женщины – у простолюдинов в силу хозяйственной необходимости им приходилось и выходить из дома, и вести те или иные дела, работать в поле или торговать. А вот богатые люди могли позволить себе запереть женщин дома. Сложилась так называемая «теремная» система, когда женщина практически все время проводила взаперти, в том самом известном из песен «высоком терему», становившимся для нее настоящей тюрьмой. Выйти из дома она могла, только получив разрешение мужа. Женщина воспринималась как вещь, хозяин которой может делать с ней, что хочет – сохранились выступления одного из русских патриархов, который пеняет «служивым людям» на то, что те… продают своих жен.

Разумеется, женщины противились этой ситуации. Выходов было несколько – одним из самых популярных оказывалось религиозное рвение и уход в монастырь (монахиням жилось свободнее). Самые отчаянные могли решиться на убийство супруга, что наказывалось жесточайшим образом – за это преступницу могли закопать в землю по самое горло и держать так, пока она не умрет от голода и обезвоживания. Поэтому многие мстили своим мужьям тайными изменами.

Это удивительно, но, как отмечают многие, страна «Домостроя» и всеобщей религиозности вовсе не отличалась целомудренностью нравов. Запертые в теремах, выданные замуж без любви, лишенные возможности любой общественной деятельности, знатные женщины все равно находили возможность развлечься. Появился даже целый класс сводниц, проникавших в богатые дома под видом прислуги или богомолок, и помогавших устраивать тайные свидания. Ценились иностранцы, которые рано или поздно уедут из страны, и потому угроза разоблачения могла бы быть сведена к минимуму.

«По свойству человеческой природы рабство всегда рождает обман и коварство. На эти случаи у женщин образовались свои собственные догматы. «Женщине соблудить с иностранцем, – говорили они, – простительно; дитя от иностранца родится – крещеное будет; а вот как мужчина с иноверкой согрешит, так дитя будет некрещеное, оно и грешнее: некрещеная вера множится», – резюмирует Костомаров.

Свобода выбора

То, что ситуация – ненормальна, и изменения нужны, стало ясно еще до воцарения Петра. Уже прецедент с его сестрой Софьей, которая фактически стала правительницей страны, показал, что русские женщины готовы выходить на первый план и на политической, и на экономической сцене. Петр же, побывав в Европе и познакомившись с тамошними обитательницами, убедился – изменение положения женщин в обществе не только не вредит стране, но напротив – помогает ее расцвету, так как позволяет использовать весь имеющийся потенциал.

После возвращения в Россию Петр принимает целый ряд указов, которые имели по-настоящему революционное значение. Начал он, разумеется, с того, что обязал всех россиян, в том числе «женского пола», участвовать в публичных празднествах, а для дворянок ввел обязательность посещения «ассамблей». Одеваться и выглядеть они при этом обязаны были по-европейски – и на смену глухим платьям и платкам пришли декольте и изящные прически. И хотя эти празднества, с современной точки зрения, часто воспринимаются как грубые развлечения, сам факт того, что женщина не только могла, но и была обязана выходить из дома, стал революцией. Впервые за несколько веков девушки могли самостоятельно познакомиться с молодыми людьми и даже выйти замуж по любви. Поэтому вполне логичными стали и следующие петровские указы, последовавшие в 1700, 1702 и 1724 годах. Царь запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием проходило бы не менее шести недель, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 года самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить».

Артикул 1715 года предусматривает обязательную смертную казнь за убийство супруги. Мужьям запретили продавать жен, клеймить их и отправлять в ссылку. Петр первым из русских монархов также озаботился предоставлением женщинам права на образование. В дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке, гувернанток и бонн – для обучения светским манерам, рукоделию.

Появились и первые школы для девочек – в Петербурге при церкви святого Петра с 1703 г. А в 1724-м император также издал указ, предписывавший монахиням воспитывать девочек-сирот и обучать их грамоте. Образование девочек стало обязательным (царские дочери и племянницы были в том первым примером), для знатной дамы неумение читать и писать отныне было постыдным. Женщинам впервые открывается пусть и ограниченная возможность гражданской службы. Введенный Петром I Табель о рангах предусматривал специальные чины для женщин: «Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действительно в чинах своих обретаются», среди них были следующие ранги – обергофмейстерина, действительная статс-дама, действительная камер-девица, гоф-дама.

Орден Екатерины

Принципиальным для успеха этой «домашней» революции стали не только указы Петра, но и его собственные поступки. Они были противоречивы и отражали весь тот слом, который переживала Россия. Петр Великий, освободивший женщин из рабства, сам по натуре был настоящим деспотом – и трагическая судьба его первой жены Екатерины Лопухиной, отправленной в монастырь, как нельзя лучше это демонстрирует. Вместе с тем, Петр был первым русским монархом, учредившим в России специальный женский орден – Святой Екатерины, фактически второй по старшинству в иерархии орденов Российской империи с 1714 по 1917 год. Он был придуман Петром по результатам неудачного Прутского похода, чтобы как-то выделить заслуги его жены Екатерины.

«Сам наложил на ея величество ордина Святыя Екатерины, который орден учинен в память бытности ее величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всеми была», – рассказывал Петр в мемуарах.

Кстати
Награждать орденом прекратили в 1917 году в связи с ликвидацией императорской власти. Он существует как династическая награда Романовых. Но в 2012 году в современной России указом Президента был учрежден его аналог – орден Святой великомученицы Екатерины и знак отличия «За благодеяние». Среди получивших эту награду несколько настоятельниц женских монастырей РПЦ, врач одной из областных больниц, а также вдовы известных россиян – Наина Ельцина и Наталия Солженицына.

Однако позже традиция награждать этим орденом женщин укрепилась – чаще всего награду вручали за активную благотворительность, а также просветительскую деятельность. Знатным дамам, которые становились кавалерами ордена, также предписывалось активно участвовать в выкупе русских пленных, оказавшихся во вражеских застенках.  Надпись на награде была на латинском языке и гласила: «Aquat munia comparis» – «Трудами сравнивается с супругом». Кстати, орденская лента была красной, и именно к этой награде восходит современная российская традиция перевязывать новорожденных девочек красной лентой.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах