Примерное время чтения: 7 минут
935

Первый. Петербургский школьник – победитель Азиатской олимпиады по физике

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и факты - Петербург 26/05/2021
Молодой петербуржец Амир Ахундзянов завоевал золотую медаль на Азиатской олимпиаде по физике.
Молодой петербуржец Амир Ахундзянов завоевал золотую медаль на Азиатской олимпиаде по физике. АиФ

Ученик петербургского Академического лицея «Физико-техническая школа» имени Алферова Амир Ахундзянов завоевал золотую медаль на Азиатской олимпиаде по физике. Соревнования проходили в Тайване в дистанционном формате.

Всего за первенство боролись 180 школьников из 23 стран. Российская команда завоевала на этом турнире восемь золотых медалей и установила абсолютный рекорд Азиатской олимпиады по физике. 

«АиФ-Петербург» побеседовал с золотым медалистом. 

Пытливый ум 

Амир Ахундзянов с виду обычный выпускник 11 класса. Однако благодаря его достижениям на олимпиадах, уже со средней школы для него открыты двери любого вуза. 

Амир интересовался математикой с детства. По его словам, технический склад ума ему достался от отца-программиста.

Сначала обычный кружок по математике, затем поступил в «Физико-техническую школу» имени Алферова (ФТШ). Именно там преподаватель физики заинтересовал мальчика наукой. Можно сказать, что все началось с факультативных занятий в 9 классе.

«Меня заинтересовало, как все логично устроено в природе, как все работает, - делится Амир. – Увлекла Теория относительности. Поначалу, она кажется контринтуитивной. Например, движение тел в гравитации довольно сложно понять. Думаю, этот вызов меня и заворожил». 

Первой олимпиадой по физике, на которой выступал Амир, было соревнование имени Максвелла. Тогда он был лишь в 8 классе. В девятом он уже добился не только приза, но и восьмого места по России. В 11 классе во всероссийской олимпиаде он занял пятое место. 

Награждение победителей от школы в IEPHO (олимпиада по экспериментальной физике). Амир - третий справа.
Награждение победителей от школы в IEPHO (олимпиада по экспериментальной физике). Амир - третий справа. Фото: личный архив Амира Ахундзянова.

Свой успех в значительной мере собеседник относит на счет преподавателей.

«Значительный вклад внес Никита Александрович Богословский, он вел физику у меня четыре года. Многое дал и преподаватель математики Константин Михайлович Столбов. Ведь в физике нужно очень много считать, и без этих навыков бы ничего не получилось! – отмечает Амир. – Важен подход: ведь недостаточно емких лекций. Предмет нужно подавать на интересных примерах».

В свою очередь Амира хвалят преподаватели.

«Азиатская олимпиада – одна из наиболее престижных Международных олимпиад по физике, а золотая медаль Амира – результат его огромной работы, проделанной за последние 5 лет. С 8 класса он ежегодно ездил в Летнюю Физическую школу, занимался в Кружке по экспериментальной физике при лицее ФТШ, в 11-м классе много работал с тренерами команды России на базе Московского физико-технического института (МФТИ)», - рассказал заместитель директора Алферовского лицея Константин Столбов.

Азиатская олимпиада: подготовка

Подготовка к Азиатской олимпиаде началась в начале учебного года, и с этого момента жизнь юных физиков стала похожа на быт настоящих спортсменов: изнурительные тренировки, сборы, промежуточные этапы и снова тренировки.

Российская сборная Азиатской олимпиады.
Российская сборная Азиатской олимпиады. Фото: личный архив Амира Ахундзянова

На школу, как таковую, практически не оставалось времени. 

«Это была работа на износ. Мы ездили на учебные сборы в Москву, шли они по две недели, проходили в МФТИ. Нам читали теорию лучшие преподаватели из университетов. Параллельно мы решали задачи. Помимо этого, шли квалификационные сборы – там решали задачи в формате олимпиады. После всего этого отсеялась половина участников», - делится Амир. 

Между мероприятиями обоих типов ребята продолжали решать задачи в школе и дома.  В какие-то моменты хотелось бросить все. 

Соревнование

Обычно ребята приезжают в какую-либо азиатскую страну, но в этом году границы закрыты, поэтому соревнование прошло в распределенном формате: в каждой стране был организован пункт, где сборная выполняла задание. 

Сама олимпиада состояла из двух туров. На теоретическом требовалось решить три большие задачи с огромным количеством пунктов.

На втором туре, практическом, проходила симуляция эксперимента – требовалось по показаниям приборов определить периодическую структуру кристалла, который исследовался с помощью лазера. 

Амир производил расчеты быстрее других участников соревнования и продвинулся дальше всех в решении.

Контроль и сосредоточенность. Исследование свойств резины на экспериментальной олимпиаде в Белоруссии.
Контроль и сосредоточенность. Исследование свойств резины на экспериментальной олимпиаде в Белоруссии. Фото: личный архив Амира Ахундзянова

На самом деле, такое практическое задание имеет прямую связь с реальной наукой, которая трудится на благо обществу. После соревнований ребята побывали в лаборатории МФТИ, где изучали структуру белка с помощью лазера. 

«Узнав структуру белка, можно сделать лекарство – так поступают и сейчас, в борьбе с ковид, - пояснил медалист. - Нам же преподносят эту актуальную повестку в качестве задач». 

Однако история на этом не заканчивается. Впереди еще международная олимпиада по физике, которая пройдет в середине лета. Как поведал наш собеседник, на нее отберут пять человек из тех, что представляли Россию на Азиатской олимпиаде. 

Обычная жизнь

На самом деле, за бесконечным потоком изнуряющих тренировок, разъездами и соревнованиями, практически не остается времени на обычную жизнь.

Невероятно, но даже хобби у Амира уникальное: он пишет программное обеспечение для физиков. Например, совместно с лабораторией ФТИ им. Иоффе он написал программу, которая может распознавать клетки на изображении с фазового микроскопа. 

Амир любит и спорт, в частности волейбол – играл до локдауна и сборов. Сейчас начинает с начала.

Близка молодому ученому и литература, любимый писатель Федор Достоевский, избранный роман – «Преступление и наказание». 

«Меня зацепило состояние отчаяния главного героя и непонимание того, что и зачем происходит в жизни, - задумчиво говорит собеседник. – Это то, что мне показалось очень знакомым. Мне бы хотелось это изменить».

В будущем молодой человек планирует стать биофизиком и улучшить качество жизни людей, например тех, кто потерял конечности: он уверен, что наука способна решить проблему взаимодействия нервной системы человека и робопротеза. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах