Покорители Красной планеты. Как развивается проект по колонизации Марса

Развитие проекта Mars One приостановлено.
Развитие проекта Mars One приостановлено. NASA

В 2013 году голландский техник Бас Лансдорп запустил проект по колонизации Марса. Он начал набирать команду добровольцев, которые должны были полететь на четвертую от Солнца планету, чтобы обосноваться на ней, построить там жизнь и заниматься исследованиями. Шанс вернуться на Землю у поселенцев отсутствовал: всю свою жизнь им предстояло провести на Красной планете. Среди возможных колонизаторов Марса была и петербурженка – Оксана Стрельникова.

Изначально планировалось, что нога человека впервые ступит на Марс в 2025 году, но миссию по покорению планеты пришлось скорректировать. SPB.AIF.RU выяснил, как продвигается реализация проекта Mars One.

Колонизаторы на Марсе

Проект Mars One вызвал в обществе невероятную эйфорию. Голландец Бас Лансдорп заявил, что колонизация Красной планеты вполне реальна – более того, она состоится в ближайшие годы. Техник планировал запустить миссию на средства инвесторов. Планировалось, что покорять Марс полетят 12 мужчин и 12 женщин со всего мира. Они должны были построить жизнь на планете с нуля. Вернуться на Землю эти люди больше не смогли бы никогда.

Поселенцы должны были жить на Марсе в специальных капсулах.
Поселенцы должны были жить на Марсе в специальных капсулах. Фото: Фото предоставлено организаторами проекта Mars One

На первый взгляд, условия новой жизни могли показаться чересчур суровыми. Организаторы выяснили, что уровень радиации на Марсе очень высок, и практически все время колонизаторам пришлось бы проводить в так называемых жилых капсулах, которые они бы собрали сразу после прилета на планету. Выходить на поверхность они смогли бы только в скафандре, и то ненадолго. От мяса и других привычных продуктов пришлось бы отказаться.

Запасом еды на первое время они были бы обеспечены, а потом поселенцам предстояло самим выращивать фрукты и овощи в марсианском грунте. Главное же, добровольцы были бы вырваны из привычного социума, навсегда расстались бы со своими родными и до конца жизни видели только друг друга. Несмотря на это, отправиться на Марс с билетом в один конец захотели более 200 тысяч людей. Из огромного числа видеозаявок нужно было отобрать только 24: их авторы и стали бы первыми марсианами. По задумке Лансдорпа, все человечество могло бы наблюдать за колонизаторами в формате реального времени по Интернету, а вот для самих поселенцев связь с Землей была бы утрачена.

Не хватило инвестиций

На втором этапе отбора в 2015 году из 200 тысяч желающих улететь на Марс организаторы выбрали сотню людей со всего мира – специалистов разных направлений. В это число попала и биолог Оксана Стрельникова. На тот момент девушке было 27 лет. Оксана принялась увлеченно готовиться к новой жизни – штудировала литературу и научные исследования о Красной планете и повторяла курс биологии. В течение ближайшего года должно было решиться, кто же точно отправится на четвертую от Солнца планету. К концу 2016-го планировалось нанять инженеров и других специалистов, которые полностью обеспечат техническую составляющую проекта. Участники миссии ждали, когда же с ними свяжутся организаторы для прояснения дальнейших действий, однако никакого руководства так и не поступило.

По поверхности Красной планеты колонизаторы смогли бы перемещаться только в скафандрах. Фото: Фото предоставлено организаторами проекта Mars One

Наконец, автор проекта Mars One прервал молчание. Выяснилось, что организаторы не смогли найти нужного количества инвесторов, которые поверили бы в успех заселения Красной планеты. Бас Лансдорп заявил, что колонизаторы все же полетят на Марс, только на два года позже. «Организаторы Mars One писали, что нашли спонсора, и, судя по новостям на сайте, продают акции, – рассказывает Оксана Стрельникова. – В одной из рассылок сообщались планы на 2017 год: найти специалистов для технической реализации проекта и начать подготовку к новому раунду отбора».

Новая отсрочка

Позже стало ясно, что колонизацию Марса снова придется отложить, теперь уже на более длительный срок. На этот раз отправка людей на Красную планету планируется чрез 14 лет. В 2031 году Оксане, одной из самых молодых участниц миссии, исполнится 43, а многие добровольцы пересекут границу пенсионного возраста. Лансдорп решил не сдаваться, ведь трудоемкий этап по отбору сотни людей из 200 тысяч заявок уже был выполнен. Голландец объявил, что запустит на Марс специальный аппарат с посадочным модулем, который докажет безопасность высадки и жизнедеятельности людей на планете.

Петербурженка Оксана Стрельникова вошла в число 100 претендентов на переселение на Марс. Фото: Из личного архива Оксаны Стрельниковой

Даже на такую миссию средств оказалось недостаточно. Официально проект Mars One все еще существует, однако его развитие остановилось. Теперь в освоение планеты в ближайшие годы верится с трудом, но кандидаты все еще надеются, что полет состоится и до конца своих дней они будут жить на Марсе: гулять по поверхности Красной планеты, проводить исследования, отдыхать в жилых капсулах и заниматься земледелием. «Насчет себя могу сказать, что желание улететь на Марс никуда не исчезло, – подчеркивает Стрельникова. – Что будет – время покажет».