Петербургский молодой учёный, эксперт по образовательным технологиям Иван Смирнов издал книгу под названием «Научись учиться». Под одной обложкой он постарался собрать наиболее эффективные способы саморазвития, созданные как в России, так и за рубежом. SPB.AIF.RU отобрал несколько полезных советов по самосовершенствованию.
Мышление: фонарик и лампа
Мышление, как рассказывает Смирнов, бывает двух видов. Первое – сфокусированное. Оно рационально, последовательно и аналитично. Как ручной фонарик, который мы включаем, направляя на предмет луч света.
Но есть и рассеянное мышление. Оно тоже полезно. В этом случае не нужно особо сосредотачиваться, лучше даже вообще не думать над «задачкой». Мыслям надо позволить бродить свободно. Именно так находятся неожиданные догадки, возникают вспышки и озарения. Этот способ похож на рассеянный свет лампы. Хотя «включать» её желательно только после предварительной сфокусированной работы – чтения и размышлений. Во время обучения лучше совмещать оба вида мышления. Результат будет намного выше!
За логику, как мы знаем, отвечает левое полушарие. За творчество – правое. Чтобы развивать левую часть мозга, а значит, стимулировать сфокусированное мышление, необходимо чётко структурировать время занятий, использовать причинно-следственные связи, работать с числами, стараться мыслить критически, прибегать к дебатам.
Для правого полушария полезным будет пользоваться наглядными пособиями, метафорами, музыкой. Также прибегать к поощрению себя, свести на нет любую критику. И не ставить временных рамок.
Память: школьная доска и бездонный сундук
Учёные выяснили, что существует несколько видов памяти. Два главных – кратковременная и долговременная.
Кратковременная, или рабочая, имеет дело с текущей информацией. Её можно сравнить с предметами, которые жонглёр одновременно контролирует. Или личной школьной доской, на которой мы записываем то, что нам сейчас нужно, важно или интересно.
Долгосрочная рассчитана на длительное хранение информации. Она напоминает огромный склад, в которой можно поместить сколько угодно груза. Она отвечает за всё, что нам может понадобиться через минуту и более. Для эффективного обучения нужно помещать предметы из кратковременной в долговременную память, то есть, запоминать!
Запоминание, говорит Смирнов, бывает нескольких видов. Произвольное – то есть, нацеленное. Непроизвольное – естественное, когда мы запоминаем то, что вызывает у нас эмоции или является важным. Механическое – то, что называется зубрёжкой: эффективность его минимальна. И осмысленное – самое полезное! Суть его в том, чтобы максимально сжать информацию, перевести её на язык своих мыслей и выделить главное. То есть не столько запомнить, сколько понять. Эффективность осмысленного запоминания в 20 раз выше, чем механического.
Для перемещения информации в долговременную память крайне важно повторение. Как выяснили учёные, в первый час мы забываем до половины полученных знаний. А в течение 10 часов – до 70%. Поэтому, чтобы что-то запомнить – нужно повторить это немедленно, а также спустя несколько часов, а потом и дней. Это называется интервальный метод. Чтобы кирпичная кладка была прочной – нужен не один день, а несколько.
Обучение: зри в корень
Неправильно думать, что у вас, к примеру, нет таланта к языкам или музыке. Все мы когда-то учились с нуля ходить, разговаривать, писать – и ничего, делаем это сегодня на «отлично»! Не нужно сразу ставить перед собой наполеоновских целей, утверждает автор книги. Важна постепенность.
Подспорьем при обучении может стать так называемая генерация – попытка отвечать на вопросы до нахождения правильного ответа. Так, например, физикам в университетах дают задания из курса, который они ещё не проходили – «на пробу». Такое включение позволяет намного шире использовать возможности мозга и глубже усваивать предмет.
Ещё один секрет – включение в процесс. Если изучаете математику, химию, экономику литературу – подумайте, как это можно использовать в повседневной жизни, какую пользу принесёт? Или как те или иные правила и законы проявляются вокруг каждый день?
Разделяйте на части изучаемый предмет. Тогда он станет понятнее, и запомнить его окажется проще. Допустим, сложную и ответственную процедуру наложения швов при операции студенту-хирургу лучше разделить для себя на несколько этапов. «Беру иглодержатель и пинцет. Выбираю шовный материал. Закрываю рану. Кладу стежки. Вяжу узлы». Если дать название каждому действию – освоить их ещё легче.
И, наконец, самое важное при обучении – выделять главное! Для того, чтобы полностью разобраться в теме – достаточно 20% от общего объёма информации. Зрите в корень – это главный ключ к познанию.