Примерное время чтения: 9 минут
300

Вне зоны доступа. Дороги в деревни скоро станут непроходимыми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты - Петербург 03/04/2019
Несмотря на близость к мегаполису, жизнь здесь не сахар.
Несмотря на близость к мегаполису, жизнь здесь не сахар. / Артем Куртов / АиФ

Во множестве населённых пунктов другая напасть - они страдают от наводнений. И каждый деревенский житель выживает в весеннюю пору, как может.

Или на вездеходе, или пешком

Деревни Васильево, Федосьино и Гуммолово Тосненского района находятся всего в 70 километрах от Петербурга. Несмотря на близость к мегаполису, жизнь здесь не сахар. Из благ цивилизации - только электричество, и то с перебоями. Чтобы добраться до отшельников, живущих в этих деревнях постоянно, нужно пройти пешком около трёх километров от места, где заканчивается асфальтированная дорога. Путь по полям, лесам и снегу выше колена - нелёгкое испытание. А ведь скоро, когда солнце растопит сугробы, наступит полная изоляция. 

Все три деревеньки расположились на берегах реки Тосны. Ещё лет десять назад к ним вели грунтовки - плохонькие, но всё же дороги. Теперь их размыло, где-то путь зарос кустарником, где-то он разбит лесовозами, и добраться в населённые пункты можно только на вездеходе, снегоходе или пешком. Если лето выдаётся сухим и тёплым, через поля к избушкам могут прорваться грузовики. Эти редкие для наших широт моменты стараются использовать дачники, чтобы завезти на участки стройматериалы. 

В Васильево нахожу двух коренных жителей. 51-летний Николай Ларин обитает здесь 5 лет, а 55-летний Вадим Иванов - 15. Выживают благодаря пенсиям: один военной, другой - по инвалидности. Их домишки рядом, соседи дружат и сообща выполняют все деревенские работы. 

- Слава Богу, что государство разрешило собирать валежник! - искренне радуются они. - А то ведь раньше приходилось покупать дрова, а на пенсию особо не разгуляешься. Да и проехать к нам на грузовике - огромная проблема. Теперь берём саночки, ходим по кромке линии высоковольтных передач и собираем ветки и поваленные деревца. 

На вопрос, что заставило двух мужчин отказаться от благ цивилизации, дружно отвечают: «В Петербурге слишком много суеты, нужно всё время крутиться и куда-то торопиться. А в деревне спокойно и просто. Чтобы выжить, есть чёткие задачи - это зависит только от тебя самого». 

Для того чтобы разжиться продуктами, Николай и Вадим раз в две недели берут рюкзаки, санки и проделывают привычный путь через поля и леса. Впрок запасаются крупами, мясом, сигаретами. 
В прошедшее воскресенье они в последний раз отправились в автолавку и закупились на пару месяцев. Весенняя распутица окончательно отрежет их от большой земли.

Николай Ларин переехал в деревню 5 лет назад.
Николай Ларин переехал в деревню 5 лет назад. Фото: АиФ/ Артем Куртов

Распорядок дня в деревне одновременно и простой, и сложный. Зимой - разгрести снег, нарубить дров, приготовить еду. Летом - посадка огорода и сбор грибов. От того, какой урожай соберут, зависит, будут ли сыты зимой. Ещё мужики сторожат соседние дома. Мародёры орудуют по всей Ленинградской области, а дальние деревни для них лакомый кусок. 

- Вот прошлой зимой в Гришкино подчистую обнесли девять домов. Мы следим, чтобы грабители к нам близко не подходили. 

- Ну а если болезнь? - спрашиваю. - Врачей-то нет.

- Стараемся не болеть! - улыбается Николай. - Если простуда, лечимся травками и таблетками. Ну а если, не дай бог, сердце прихватит, или аппендицит какой, позвоним в МЧС и будем надеяться, что прилетит вертолёт. 

«Мы тоже люди!»

В начале ХХ века в этих местах жили более полусотни человек, работали три колхоза, школа и сельсовет. В 70-е годы народ начал уезжать, а в 90-е власти про деревушки и вовсе забыли. В последний раз о них вспоминали с десяток лет назад - тогда в районной газете написали о 92-летней бабушке Нюре, жившей в Гуммолово. После публикации по дороге прошёл грейдер, чтобы до старейшей жительницы Тосненского района можно было добраться. С тех пор грейдера в этих краях не видали.  

- Годов эдак с пять тому назад мужики из Федосьино на свои деньги купили стальные канаты, брёвна и перекинули мост через реку - так дядю Ваню чуть не посадили! Приехала комиссия и постановила, что они самовольно повалили несколько деревьев. То есть украли! Еле доказали, что не для себя, для людей - выполнили работу, которую, в сущности должны делать местные власти. 

Но главная проблема, с которой постоянно сталкиваются Вадим и Николай, - отключения электроэнергии. 

- Бывает, вырубают свет на неделю, а то и две, - возмущены отшельники. - То провода оборвёт, то столб покосится. Вызываем мастеров, те матерятся - проехать-то сюда можно только на вездеходе. А у нас продукты тухнут, еду не приготовить. Вы уж напишите в газете, что мы тоже люди. Может, протянут к нам новые провода, а то без электричества нам тут уж совсем туго!

Справка

Объём дорожного фонда в 2019 году составит 8,2 млрд рублей. Муниципальные образования на ремонт дорог получат 1 млрд. В прошлом году Ленинградская область не успела освоить 439 млн рублей, направленных на ремонт региональных путей сообщения. 

Слабых подтянем, сильных обновим

Председатель комитета по дорожному хозяйству ЛО Юрий Запалатский:

- В Ленинградской области около 30 % дорог - грунтовые. По нормативам каждые 5-6 лет нужно делать их ремонт, каждые 8-9 - капитальный, а каждые 10-12 - реконструкцию, новое строительство. А у нас есть такие, к которым мы больше 30 лет не подходили. Сегодня начали реформировать областные дорожные службы. За счёт этого слабых подтянем, а сильные получат новые ресурсы. Укрупнили 7 дорожных предприятий, они имеют более стабильные финансово-хозяйственные возможности. В этом году будем применять трёхгодичные контракты с дорожными предприятиями, это даст возможность грамотно планировать работу. У них будет понимание, когда закупать соль, песок, дизельное топливо и как правильно распределить собственные силы. 

Стандарты для сельской местности

Директор автотранспортного предприятия Виктор Фёдоров:

- Беда у всех районов Ленобласти общая - хроническое недофинансирование содержания дорог. У нас многократно просрочены межремонтные работы и гравийных, и асфальтовых. Без ремонта сохранить трассы очень тяжело - техническое задание, государственный контракт обязывают расчищать грунтовые дороги один-два раза в месяц. 

Но средств на восстановление покрытия с добавлением материала, грейдирование, не всегда хватает. Ну а на деревенские артерии дорожная техника районных ДРСУ практически не выходит - невыгодно. А если и появится, то не чаще 2-3 раз в год, ещё реже происходят ремонт и подсыпка. Вот такие стандарты для сельской местности. 

Затопило!

Ещё одна серьёзная проблема - весеннее половодье. Традиционно в зоне риска оказываются жители Волховского, Тосненского, Тихвинского районов. По оценкам МЧС, оказаться под водой нынешней весной могут 1412 домов в 45 деревнях и посёлках.  

Людям, живущим в зонах риска, рекомендуется подготовиться к высокой воде.
Людям, живущим в зонах риска, рекомендуется подготовиться к высокой воде. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

- При половодье вода в реках поднимется выше нормы на 10-60 см, - предупредил главный синоптик Северо-Западного управления по гидрометеорологии Александр Колесов. - А мы знаем, что и при норме посёлки подтапливает. Значит, надо готовиться к более сложной ситуации. В первой половине марта стояла холодная погода, но к его середине резко потеплело, больше заморозков не ожидается. Реки Нарва и Луга уже вскрылись. Рекомендую людям, живущим в зонах риска, подготовиться к высокой воде.  

- Особую опасность создаёт быстрое таяние снега, а его этой зимой выпало больше, чем за последние пять лет, - говорит начальник отдела гидрологических и морских прогнозов Марина Богдан. - Но на подавляющем большинстве населённых пунктов это никак не отразится. Исключение - города Тосно, Тихвин и Любань, прямо по территориям которых соответственно проходят реки Тихвинка, Тосна и Тигода. Там многие дома стоят прямо у воды, так что их топит и в обычные годы. А этой весной, если будут ещё и обильные дожди или снег, стоит ждать настоящего наводнения. 

Региональное МЧС активно принимает меры: проведены подрывы льда на реках Сясь, Луга, Оредеж, Свирь, Паша, сформирована группировка сил и средств по оказанию помощи при паводках. Она насчитывает более 10 тысяч сотрудников, 2 тысячи единиц техники: снегоходов, судов на воздушной подушке и даже вертолётов. Мониторинг вскрытия рек и разлива вод проводится с помощью авиационной разведки. 

Спасатели отмечают, что эвакуацию обычно начинают, когда вода только подтопила дворы. Отказавшимся покидать жильё помогают перебраться на верхние этажи и перенести туда еду и вещи. Людей с ограниченными возможностями вывозят в обязательном порядке. 

Что делать при угрозе наводнения: 

  • подготовьте документы, одежду, необходимые вещи, запас продуктов питания на несколько дней, медикаменты. 
  • всё необходимое сложите чемодан. Документы рекомендуется сохранять в водонепроницаемом пакете. 
  • обязательно выключите газ в доме и выдерните электроприборы из розеток. 
  • если вы попали в сложное положение, звоните по единому телефону 112 или старшему оперативному дежурному Центра кризисных ситуаций 8 (911) 922-98-52.
     
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах