Режиссёр К. Богомолов: «Мужчины стали женщинами»

   
   

- Мой изначальный замысел вовсе не заключался в играх с половой принадлежностью, - рассказывает Константин Богомолов, известный своими скандальными работами в московских театрах, а теперь поставивший премьеру и в «Приюте комедианта».

Никто не кривляется

- Дело в том, что роль Лира - одна из сложнейших в мировом репертуаре и найти исполнителя крайне сложно, - поясняет режиссёр. - И я пригласил на неё Розу Хайруллину - уникальную актрису из Театра-студии Олега Табакова. Суть не в том, что женщина играет мужчину, а в том, что мне нужен был человек, который по своим энергетическим, психофизическим способностям мог воплотить эту сложнейшую шекспировскую историю. Ведь Лир отдаёт власть, выясняет отношения с семьёй, с жизнью и смертью. Роза стала для меня идеальной творческой личностью.

А в процессе репетиций созрело решение, по которому женщины играют мужчин, а мужчины - женщин. В этом нет ничего комичного, никто не кривляется, мужчины не пытаются быть женственными, а женщины - мужеподобными. Это не более чем имя героя и костюм.

При перекидке полов возникают новые смыслы. Приведу пример. Когда в фильме Михалкова «Родня» Федя Стуков играл девочку, поначалу зрители этого даже не заметили. А когда поняли, стали возмущаться - режиссёр издевается? Но там есть высокий и правильный смысл, который, может быть, Михалковым закладывался интуитивно и подсознательно. Это ведь картина 1980-х годов, когда была война в Афганистане, в фильме есть сцена проводов в армию. На мой взгляд, смысл очевиден: в то время мальчику в стране нужно было переодеться в девочку, и благодаря этому он мог выжить.

В «Короле Лире» младшая дочь - Корделия - возглавляет армию, и её жизнь заканчивается войной и казнью. В пьесе мужчины как-то устраняются, а женщины оказываются в гуще военных мужских событий. Они жертвуют своими жизнями, не для того предназначенными Богом. Эта извращённость, вывернутость наизнанку дана в пьесе Шекспира.

Хорошая компания

Я отсматривал петербургских артистов в течение целого сезона. Не верю в то, что актёра можно узнать по какому-то отрывку. Предпочитаю общаться, и если нахожу интересного и порядочного человека - это самое важное. Нужна хорошая компания, чтобы было радостно собираться на репетицию и спектакль.

Талантливый актёр - это, конечно же, профессионал, но в первую очередь - мощная интересная личность, разносторонний и свободный человек. Смысл выхода на сцену - быть свободным.

   
   

Название «Лир. Комедия» не означает жанр. У Данте ведь тоже «Божественная комедия», хоть речь идёт о спуске в ад.

Спектакль вызывает противоречивые отклики, но я давно решил для себя: даже если неудача, но работали честно, это тоже шаг вперёд. Вот если неудача из-за компромиссов - другое дело. В последнее время стараюсь ни на какие компромиссы не идти.

Смотрите также: