Петербургский художник Александр Федоров широко известен, но в узких кругах. Причина в том, что вот уже 10 лет, как его выставки проходят исключительно за границей. Но Александр не уехал из России: работает в Питере или в псковской деревне, а вот итог творчества предъявляет в Австрии, Франции, Германии: Картины его ценят самые высоколобые искусствоведы, галерейщики, да и публика приобретает.
Федоров по образованию химик, он уже готовился защищать кандидатскую диссертацию в Техноложке, когда неодолимо потянула давняя страсть - графика, живопись. Сблизился с Товариществом экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), а потом от всех отбился. "Теперь чувствую себя белой вороной в любой компании", - говорит художник. Недавно состоялась, наконец, персональная выставка Федорова в галерее "Борей".
Французы дали добро
- Как я добился успеха на Западе? Просто повезло, потому что совершенно неделовой человек, - считает Александр. - Еще в Ленинграде познакомился с дальней родственницей Натальи Гончаровой - она показала мои картины на Западе, они понравились всем, но главное - французскому искусствоведу! Почему последнее обстоятельство так важно? Поясню: французские специалисты - самые искушенные в мире, и если уж они в твоих картинах что-то новое увидели - все, можно выставлять. Начал с отдельных картин, в 1994 году состоялась персональная выставка в Совете Европы - первый раз там был русский художник, все наше консульство пришло смотреть.
Познакомился со знаменитым певцом Владимиром Черновым, он мне сказал, что у его австрийского друга собственный театр, в фойе которого тот устраивает выставки. Хозяин театра, увидев мои картины, заявил: "Сейчас поедем к эксперту номер один в Вене". Эксперт посмотрел и сказал: "Никаких вопросов, это надо выставлять". Так все свершилось.
Я попал в очень представительную компанию. Но эти люди нормально относятся, если что-то в своей профессии можешь. Да и на любой выставке, если посетители видят, что в картине много работы и она интересна, - покупают.
...О современном европейском искусстве я сделал такие выводы: немцы стремятся выразить себя через экспрессионизм: в какую галерею ни придешь, бросаются в глаза картины с экспрессионистским подтекстом. Я думаю, это потому что немцы - самые организованные и аккуратные люди в мире, это их так достает, что хочется краской со всей силы по холсту ляпнуть. Во Франции представлена вся палитра художественных течений, я уже говорил о французских искусствоведах. В Австрии сейчас особенно любят своих мастеров "магического реализма", последователей Дали.
Белый квадрат
- Название петербургской выставки - "Человек играющий" - я взял из книги голландского философа Хёйзинги. Он первый сказал, что в основе любой заинтересованной деятельности человека лежит игра. Обучение для ребенка - тяжелый труд, а играючи он учится легко. Игра - это то, что нам доставляет в жизни самую большую радость. Ну как иначе расценить страсть футбольных фанов, их громогласное "Зенит" - чемпион!"?
Мои картины - это тоже игра, но хочется, чтобы в ней было побольше умного, завораживающего, чтобы картины смотрелись и на большом расстоянии, и можно было вблизи долго рассматривать, как это сделано. Откуда берутся темы? У меня есть серии, связанные с увлечением древностью, мифами Месоамерики и Африки, Востоком. Вот цикл "Лечения", там сюжеты взяты из африканских мифов, к примеру "Лечение насморка": чтобы он прошел, надо нюхать хвост лисицы. Процесс и изображен на картине. А другой взят из византийского лечебника XI-XIII веков: для того чтобы вылечить странности в голове, нужно капать в нос сок из рака или краба.
Чем глубже сюжет во времени, тем больше меня интуитивно тянет все это поместить в квадрат. Квадрат - идеальная фигура, в природе в общем-то не встречающаяся, разве что на микроуровне. Человек его увидеть не мог, только изобрести. Квадрат, на мой взгляд, - первая икона, это Бог заговорил в человеке. Но икона должна быть светлой, из квадрата должен литься свет, черный квадрат - отсутствие света, полное отрицание Бога. Это символизирует двадцатый век, может, поэтому "Черный квадрат" Малевича так действует.
Искусство и террор
- В последний год многие наши художники возвращаются из-за границы в Москву, даже питерцы. После того как в Америке башни разрушили террористы, дело художественное тоже пришло в упадок, закрылось много галерей. Какая тут связь? Когда происходит что-то тревожное, люди перестают интересоваться произведениями искусства. Кроме того, много картин покупали люди, работающие в сфере высоких технологий, но и тут наблюдается упадок, компьютерные фирмы закрываются. Почему русские художники возвращаются именно в Москву? Потому что там много богатых людей, они уже построили себе дома, хочется их украшать. Правда, что теперь, после теракта, будет в Москве, как эти события отразятся на художественной жизни, не знаю. Терроризм искусство угнетает...