Примерное время чтения: 3 минуты
63

Путин пошел по стопам Петра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Новогодний 26/12/2002

Политическая столица России в 2002-м де-факто переехала из Москвы в Петербург

Прежде трудно было понять, отчего путинская Россия так много тратит на 300-летие Петербурга. Неделя высокой политики, которая пришлась на разгар белых ночей, расставила все на свои места. Чтобы на невских берегах могли сменять друг друга президенты США, Финляндии, стран СНГ и т.д., а петербуржцы не стояли в пробках по три часа кряду, городу нужна кольцевая. Чтобы было, куда водить дорогих гостей, нужны отремонтированные дворцы. Чтобы не стыдно везти гостей до этих дворцов, нужны чистые фасады хотя бы в историческом центре.

Все политические события года тем или иным образом предваряли или продолжали эту цепочку. Чтобы деньги на реконструкцию не разворовали, приехали аудиторы Счетной палаты - разобраться с уже перечисленными деньгами на 300-летие. На основе ее заключительного акта, разосланного под прошлый Новый год, уголовные дела против вице-губернаторов заводятся по сию пору (самый последний пример - неприятности председателя Комитета по финансам Кротова). Многочисленность этих дел и внимание к ним со стороны центральной прессы лишний раз подчеркнули, что значение Петербурга для России изменилось.

Меняться пришлось и Смольному, прощаясь с прежними "титанами" вроде Антонова и Малышева и обретая в ходе необъявленной войны с полпредством абсолютно женское лицо (Маркова, Потехина и др.). Говорили, что преображение коснется и самой верхушки исполнительной власти, поскольку Путин, дескать, не простит Яковлеву заваленной подготовки к 300-летию. Но ближе к осени стало непонятно, кто виноватее в этом завале, да и слухи о добровольной отставке Владимира Анатольевича рассеялись, как дым. Даже сенсационное решение Уставного суда про третий срок при ближайшем рассмотрении оказалось не таким уж сенсационным.

Президент так и не заявил публично, что Владимир Яковлев ему неугоден. Однако пропрезидентские силы вышли на декабрьские выборы с лозунгом "другого парламента", который в ближайшие четыре года издавал бы умные законы для обновленного Петербурга. Парламент остался сам собой, но за его выборами пристально следила вся страна.

Именно в ходе этих выборов официальное государственное лицо (вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада) впервые назвала Петербург политической столицей России. Сенсацией эти слова не стали - уже и политические партии, от патриотов до либералов, проводят свои съезды на берегах Невы, и иностранцы наносят визиты, не заглядывая в Кремль. А когда в Стрельне заработает государственный Константиновский дворец-музей конгрессов, морская резиденция Путина, президент может стать гостем уже для Москвы.

А ведь Путин, не затевая никакого официального переезда - с перемещением парламента, правительства и т.д. - идет по стопам Петра I. Император ведь тоже не издавал на сей счет никаких указов. Он просто немного обустроил город святого Петра и стал здесь жить. За государем переехал двор, за двором потянулись иностранные послы, начиная с британского, и Петербург превратился в столицу новой России.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах