Судя по литературе, в нашем городе когда-то было гораздо больше ворот - каждый двор запирался. Куда же они подевались? И откуда берутся новые ворота? Ведь порой доводится видеть красивые металлические ворота, появившиеся в голой дотоле подворотне.
И. Краснов
Действительно, почти каждый петербургский дом имел двор, при дворе был дворник, который помимо прочих своих обязанностей следил за воротами - чужих не пускал, своим ночью открывал за гривенник. То есть во дворе петербуржец мог чувствовать себя почти как дома.
В советское время с воротами как образчиком классового расслоения и частной собственности было покончено: их упразднили, раскрыв раз и навсегда, частично сорвали, поскольку в светлом будущем не должно было быть ни ворот, ни запоров. В 60-е годы "малоценные образцы" просто сняли и снесли в металлолом.
К счастью, кое-какие ворота уцелели. По данным специалистов КГИОП, в Петербурге можно насчитать около 500 имеющих художественную ценность ворот, находящихся в восстановимом состоянии. Некоторые действительно неплохо сохранились, иные талантливо отреставрированы, но большая часть ворот все-таки пребывает в небрежении. Соотношение ворот в приличном виде и в "неприличном" - примерно один к двадцати.
Поскольку время у нас неспокойное, граждане, живущие в историческом центре, снова озаботились идеей крепко запирающегося двора, куда не могут проникнуть посторонние. В ряде домов были даже созданы инициативные группы из жильцов, которые способствовали восстановлению утраченных или полуразрушенных ворот.
Недовольны только мусорщики. Раньше, бывало, огромная машина "Спецтранса" въезжала во двор к своим родным мусорным бачкам, ломая и круша не только ворота, но и саму подворотню, а теперь бачки приходится катить к улице. Но на всех не угодишь, заявляют защитники ворот.