Петербург -Хельсинки - морг
Трагедия произошла около финского городка Ловиса. Автобус "Мерседес", арендованный турфирмой "Руссо-Балт Групп" для однодневного шоп-тура, с 23 пассажирами на борту, столкнулся с нашим же грузовиком. Дорога в это время пустынной не была, что повлекло крушение еще трех финских легковушек, находившихся рядом. В одной из них погибла трехлетняя девочка, так как автобус, упав на бок, раздавил автомобиль, в котором она ехала с мамой. Погибшие были и в самом автобусе: водитель и две пассажирки. Пострадавших в катастрофе отвезли в больницу, состояние некоторых из них, особенно четырехлетнего финского ребенка из легковушки, врезавшейся в автобус сзади, врачи до сих пор оценивают как очень тяжелое.
Менеджеры "Руссо-Балт Групп" утверждают, что автобус был технически исправен и управлялся двумя водителями. Однако в туристической среде говорят, что состояние машины было далеко не идеальным: отопление почти не работало, двери плохо закрывались. И самое главное - в путь отправился только один водитель, который вел машину непрерывно почти сутки, и от усталости и холода в салоне он попросту заснул за рулем. Так это или не совсем так - решит следствие, которое ведет финская полиция.
Экономия на безопасности
Автобусные маршруты, составляющие "группу риска", можно охарактеризовать так: это, во-первых, шоп-туры, и во-вторых - однодневные туры. Почему? Да потому, что организаторы таких поездок стремятся их максимально удешевить.А способ для этого один: экономия на втором водителе и аренда автобуса похуже.
Конечно, есть турагентства, имеющие собственные машины, что позволяет им экономить без ущерба для качества. Но таких - единицы. Основная масса турфирм берет автобусы в аренду у транспортных предприятий, которых в Петербурге десятки. Из них большая часть - совсем мелкие компании, владеющие одной-двумя машинами. Конкурируя с мощными автобусными парками, они выходят на рынок с очень низкими ценами. Поэтому автобусы, не получая должного обслуживания, нещадно эксплуатируются и быстро приходят в негодность. Вот и оказываются на маршруте не автобусы, а "гробы на колесах". Зато дешево.
Вопреки популярному заблуждению, никакого специального техосмотра для международных автобусов не существует, они проходят обычную ежегодную проверку, которую, как всем известно, часто можно просто купить. Движок тянет, тормоза в порядке, резина приличная - и на линию. Об остальном можно не заботиться.
Единственное отличие международного автобуса - наличие тахографа, прибора, фиксирующего, сколько времени провел водитель за рулем и с какой скоростью ехал. Это нужно, чтобы контролировать соблюдение Международных правил пассажирских перевозок. Согласно им, водитель может вести автобус не более 8 часов в сутки, причем без перерыва - не более 4 часов, после чего обязан отдохнуть. Именно поэтому в рейс должны отправляться двое водителей, которые, сменяя друг друга, смогут обеспечить движение в течение 16 часов. Иногда в многодневные путешествия едет лишь один водитель, но это не нарушение. За первые 4 часа он проедет финскую границу и остановится на часок передохнуть на автозаправке. Затем еще пара часов, и автобус уже в Хельсинки. Норма по времени соблюдена. На обратном пути - тот же сценарий. Но в однодневных поездках и шоп-турах такой возможности нет, и в одиночку водителю оставаться в форме трудно. Он слишком устает, а если еще и с автобусом неполадки, то считайте, что повезло, коли доехали без приключений.
Оргвыводы последуют?
Финская пресса о последней аварии отзывается весьма сдержанно: следствие еще не закончено, и обвинять кого-либо нельзя. По словам вице-консула Российского посольства в Хельсинки Ивана Федосеева, газеты пишут о плохих погодных условиях и лишь намекают на сомнительное техническое состояние автобуса. Интонации типа "русские - угроза на финских дорогах" звучат редко.
И все же меры принимаются. Отныне на границе автобус, вызывающий малейшее сомнение, будут тестировать по 74 техническим параметрам. В принципе, это делали и раньше, но довольно редко, так как пограничники опасались заторов. Теперь же они станут более принципиальными.
Хочется, чтоб и по нашу сторону границы посерьезнее отнеслись к произошедшему, и в первую очередь это касается турфирм. Они должны понять: если и с ними случится подобное истории с "Руссо-Балт Групп", то ущерб перекроет все прибыли, когда-либо полученные фирмой. И ее, возможно, даже придется закрыть. Кто ж захочет иметь дело с убийцами?