86

"Грядущее на все изменит взгляд..."

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 27/12/2000

Проникновение гэбизма во все поры общественной и частной жизни. Национализация НТВ. Заметное снижение остроты СМИ, возврат к "застойному" уровню. Те, у кого есть деньги, в виде компенсационной меры с головой уходят в Интернет и именно там получают актуальную политическую информацию, в основном с зарубежных сайтов. Снижение значения ТВ приводит к повсеместному возврату к чтению книг, поскольку для этого появляется время. Их читают и в Интернете. В 1926 г. замечательный, но малоизвестный русский писатель Сигизмунд Кржижановский написал сказку "Клуб убийц букв". Писатели убивали буквы, превращаясь в "замыслителей". Это тоже возвращается для тех, кто не хочет обслуживать власть, хотя отдушина в виде Интернета, возможно, существует. Прежнее значение приобретают подтексты, проблемы извлечения скрытых смыслов. Возрождается эзопов язык в театре, к которому вновь вспыхивает интерес. Одновременно власти своей финансовой политикой стимулируют массовые тиражи дебильной литературы (детективы, боевики, фантастика, мелодрамы), кассет с аналогичными фильмами, демонстрирующимися и по ТВ. Все это набито конформизмом, моральной депроблематизацией, патриотизмом, умеренным национализмом и верноподданничеством, как колбасная кишка - аппетитным фаршем. Интеллектуальная, нонконформистская, диссидентская, просто проблемная литература/искусство вследствие все той же финансовой политики делаются все дороже и недоступнее, хотя специально запрещать их никто не станет. Просто число пользователей будет неуклонно падать. Догадаться об этом несложно: уже сейчас правительство уменьшает объем преподавания интеллектуальной литературы в школе, заменяет сочинение изложением (по критериям ЮНЕСКО, умение писать изложение соответствует стандарту элементарной грамотности!), планирует упростить орфографию. Скоро интеллектуальная литература XIX-XX века будет просто недоступна этим школьникам.

Впрочем, и независимо от сценария, связанного с усилением гэбизма, XXI век будет веком внутрикультурной поляризации (интеллектуальное/массовое). Надо учитывать, что чем дальше в будущее, тем зависимость научно-технического прогресса от эволюции нравственности будет заметнее. Клонирование, выращивание органов для замены израсходовавших свой ресурс, может быть, даже специальное рождение детей для "запчастей" (как вариант, который поначалу дешевле клонирования), эвтаназия, компьютерный секс - все это рано или поздно утвердится как норма. Соответственно изменится и искусство, которое станет все это отражать. Моральные терзания сегодняшнего дня уйдут. При этом в художественной культуре будут доминировать простые, чистые и сильные эмоции: страх мучений (даже не смерти), любовь (с оргазмом в перспективе), желание жить, жажда новых видов наслаждения и первенствования, зависть к более успешным и богатым... К концу XXI века проблема нечистой совести, дилемма "правда или благополучие" и т.п. проблемы выбора - все это останется в классике XIX века и будет с трудом пониматься. Вообще, любая проблематизация того, что предлагается массовому потребителю (скажем, можно ли убить плохого человека? нравственно ли строить свое благополучие за счет счастья других?), будет все непонятнее. Ведь уже сейчас школьники не могут понять природу терзаний Раскольникова или Анны Карениной. Не говоря уже о сомнениях Гамлета, смиряться под ударами судьбы или нет. Быть, не быть - никто ведь не понимает, о чем речь.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах