aif.ru counter
42

Огонь, вода и медные трубы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 04/04/2001

К сожалению, корабли тонут куда чаще, чем нам того хотелось бы. К счастью, моряков уже несколько лет учат, как остаться в живых самим и не забыть про пассажиров. Причем учат не на словах, а на деле. Для этого дела приспособлен бывший сухогруз, а ныне тренажер - учебно-тренировочное судно (УТС) "Каменск".

На этом судне то пожар, то потоп

Из окрестных домов можно часто наблюдать такую картину: то "Каменск", неподвижно стоящий у причала, кренится - не сильно, зато регулярно, то из него валит густой черный дым. Что-то там непонятное делается.

Люди непосвященные не догадываются, что в недрах судна то огонь горит, то вода плещется. А все дело в том, что с 1985 года "Каменск" выполняет программу Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. Хочешь работать на хорошем судне? Умей спасаться сам и спасать товарищей: где, спросят, твой сертификат международного образца, который можно получить только после подготовки на УТС? почем мы знаем, что ты не начнешь паниковать при пожаре, не утопишь спасательный плот, товарищей и не утопишься сам, что сумеешь заделать пробоину и вкатить коллеге укол? А если у моряка есть такой сертификат - на него можно положиться в трудную минуту, потому что огонь, воду и медные трубы он уже прошел на "Каменске".

Из огня без товарища не выходить

Занятия на "Каменске" серьезные. Вот, например, дисциплина "Борьба с пожаром по расширенной программе". Огонь на воде - это кажется абсурдом только профанам. На самом деле пожар на судне - страшное явление, поэтому моряков учат бороться с огнем по всем правилам.

Сначала они изучают устройство дыхательных аппаратов и огнезащитных костюмов. Потом - в огонь. В специальном отсеке умелые руки инструкторов разводят чудовищную дымовуху, по стенкам поджигают солярку. И моряк в скафандре с товарищем, держащемся сзади за пояс (по одному на такое дело не пускают), топает по задымленным коридорам, по лабиринтам. Где-то там лежит пострадавший - детина килограммов под семьдесят, одетый в такой же костюм, но совершенно недееспособный. Его надо найти и вынести. Вернулся без пострадавшего - иди снова. К счастью, на здоровье пострадавшего задержки спасателей не отражаются никак: у парня отроду не было никакого здоровья, потому что он манекен.

В дыму идти тяжело, инструкторы заранее набрасывают в коридор всякой дряни: кладут шины, доски, вешают ведро на уровне челюсти идущего, только что грабли не кладут. Это чтобы обучаемые помнили об осторожности. Двигаться надо не отрывая ног от пола, чтобы заметить провал, одной рукой шарить перед собой, как будто ощупывая воздух, и непрерывно "кланяться", в то время как другая рука, не отрываясь, ползет по стене. Причем ладонью не внутрь, а наружу. Простая предосторожность: если на стене оголенный провод, то рука ладонью внутрь, наткнувшись на провод, инстинктивно сожмется - и вам кранты. А если ладонь наружу - руку отбросит.

В спасательном костюме можно только спасаться

После "копчения" моряки переводятся на водные процедуры. До "купания" в бассейне проходят занятия в специальном классе, где изучаются разные типы спасательных костюмов, нагрудников, поясов, плотов и шлюпок. Старые пояса, которые еще кое-где сохранились на судах, надо надевать на грудь. С новыми спасательными жилетами проще: во-первых, их на талию просто не наденешь, во-вторых, на них даже написано, где зад, где перед. Главное, правильно веревочки завязать.

Вот гидрокостюмы надеть не так просто. Зато человеку в таком костюме 6 часов в воде нулевой температуры ничего не делается. Но в нем невозможно, например, заделывать пробоину или спасать других людей - он устроен как большой валенок. Те же костюмы, в которых можно что-то делать, обычно не такие теплые. Зато все они дорогие - от 300 до 500 долларов. И одноразовые. Вообще, все спасательные средства одноразовые - их используют единожды по назначению. Если, например, костюм и спасательный плот без повреждений добрались до берега или до другого судна, то их после освидетельствования все равно списывают. Вот откуда на "Каменске" такая коллекция спасательных средств.

Известен случай, когда в 1993 году после гибели судна "Плесецк" в живых остался только механик Юрий Алтухов, он пробыл в гидрокостюме в холодной воде посреди Атлантики 34 часа. Вряд ли ему удалось бы это без подготовки, которую он в свое время получил на "Каменске" - Юрий некоторое время даже работал на УТС.

Друг другом пробоины не заткнешь

Одно из серьезных бедствий, грозящих судну в море, - это пробоина. В специальном отсеке устроено несколько "дырок", которые моряки учатся затыкать. Пробоины хитрые - все разные. И затыкать их тоже надо по-разному.

На каждом судне должен быть аварийный запас специальных клиньев, пластырей, досок, прочего добра. Без освидетельствования двух судовых аварийных постов вообще в море идти нельзя. А клинья, которые полагается забивать в пробоины, - из мелкослоистой березы определенной формы и определенного размера. На этот счет даже указание Морского регистра есть.

Сначала в сухом отсеке инструктор объясняет группе, что она должна сделать, чтобы не утонуть. Потом все то же самое, но уже с водой. Моряки стоят внизу, вдруг из пробоин начинает хлестать вода. Если группа "всплыла", то есть уровень воды дошел до критической отметки, то воду выливают и весь аттракцион начинается сначала.

Бывают группы, которые буквально за 2-3 минуты ликвидируют течь. Это, увы, редкость. Очень по-разному ведут себя те моряки, которым уже доводилось затыкать пробоины, и новички. Ветераны сразу кидаются к самой большой дырке, обезвреживают ее и потом занимаются более мелкими пробоинами. Новички топчутся, визжат, пытаются затыкать друг другом.

Инструкторы, проводящие это занятие, - люди выдержанные, бывалые, они не срывают на учениках плохое настроение, как это сделал один мичман, ведавший пуском воды в пробоины на учениях подводников (история давняя, зато правдивая). У него болела голова с бодуна, и он подал воду с такой силой, что заткнуть пробоины не было никакой возможности. Тогда курсанты-подводники встали по стойке смирно и, перекрывая шум воды, закричали "Интернационал".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах