Контрольно-счетная палата Петербурга за последние полгода превратилась в главный источник городских скандалов. Это вынудило депутатов ЗакСа разработать новый закон о КСП. Парламентарии хотят ограничить полномочия палаты, а вместе с ними и политическую активность ее председателя.
Сразу после избрания председателем КСП Дмитрий Буренин декларировал намерение не заниматься политикой и не увлекаться сенсациями. Тогда, помнится, он даже слегка упрекал своего предшественника Германа Шаляпина в излишней тяге к публичным разоблачениям.
Однако прошло время, и "ученик" Буренин превзошел "учителя" Шаляпина.
Первая же масштабная проверка - Комитета по здравоохранению - закончилась грандиозным скандалом. Буренин выступил с публичной обвинительной - и оскорбительной - речью в адрес вице-губернатора Анатолия Кагана. Материалы проверки ушли в прокуратуру, и вскоре в отношении Кагана было возбуждено уголовное дело. Одновременно Каган судится с Бурениным по поводу прозвучавших оскорблений.
Обращением в прокуратуру закончилась и проверка КСП городского Комитета финансов - на сей раз Дмитрий Буренин обвинил в финансовых махинациях первого вице-губернатора Виктора Кротова. Речь идет об использовании миллиарда рублей из Территориального дорожного фонда - по мнению Буренина, это использование было нецелевым.
На фоне противостояния Смольного и Северо-Западного полпредства президента обвинительные сентенции Буренина были восприняты как обозначение политической ориентации самой КСП. Более того, в СМИ уже прозвучали заявления, в частности председателя Бюджетно-финансового комитета ЗакСа депутата Сергея Никешина, о том, что руководитель КСП довольно плотно общается с представителями полпредства.
Между тем КСП - одна из структур Законодательного собрания. И многие депутаты сочли, что ведение Контрольно-счетной палатой самостоятельной политической игры не соответствует тем задачам, которые были поставлены перед ней городским парламентом. КСП изначально было наделено именно ревизорскими, но не политическими функциями. Некоторые народные избранники уже называют Дмитрия Буренина "Вышинским". Среди них, кстати есть и оппоненты Смольного.
В результате сейчас в ЗакСе подготовлен законопроект, ограничивающий полномочия КСП. В случае его принятия председатель палаты уже не будет самостоятельной политической фигурой, способной инициировать скандалы и уголовные процессы. После окончания проверок руководитель КСП должен будет представлять результаты в ЗакС, который и определит порядок дальнейших действий.
Между тем сама КСП видит свое будущее иначе - ее руководство мечтает сделать КСП полностью независимой от Законодательного собрания. При этом в качестве примера для подражания называется Счетная палата России. Пример, прямо скажем, не слишком удачный - Счетную палату сложно назвать свободной от политики. Тем более что некоторые ее представители либо пришли в Счетную палату из большой политики (как Сергей Степашин), либо с ее помощью пытались заработать себе политический капитал (как Юрий Болдырев). Так что, превратившись в "самостоятельный" (в смысле - не связанный с ЗакСом) орган, Контрольно-счетная палата Петербурга, очевидно, не избавится от политического налета в своей работе.
Есть и более приземленные аргументы не в пользу "свободного плавания" петербургской КСП. Создание самостоятельного юридического лица потребует существенного роста финансовых затрат. Сейчас КСП пользуется всей материальной базой ЗакСа, в случае же отделения штат КСП неизбежно распухнет - вместе с расходами (бюджетными, между прочим) на его содержание.
Так или иначе, но в судьбе КСП грядут изменения. Какими они будут, станет ясно уже в ближайшее время.