28 июня в помещении общественной правозащитной организации "Гражданский контроль" будут обнародованы результаты очередного этапа сравнительного социологического исследования "Население и милиция в большом городе", начатого в 1999 году. Сегодня мы расскажем о предварительных итогах. Увы, они неутешительны - как для населения, так и для милиции, доверие к которой у петербуржцев с каждым годом падает.
Выйдем ли на второе место?
Согласно официальной статистике, общий уровень преступности в стране (и Питер не исключение) неуклонно растет. Причем зарегистрированные преступления - далеко не все реально произошедшие, есть целый ряд доказательств, свидетельствующих о массовом сокрытии преступлений от регистрации, а также о том, что число потерпевших, не обратившихся в милицию, довольно велико. По одному из важнейших показателей - умышленным убийствам - ситуация вообще катастрофическая. Такого количества убийств в России не было уже давно, начиная с послевоенного времени. В середине 90-х годов мы прочно вышли на третье место в мире (на первом - Колумбия, на втором - ЮАР). И сейчас дело идет к тому, что мы можем догнать и перегнать южноафриканцев по этому страшному показателю.
Поэтому очень важно, чтобы между гражданами и правоохранительными органами были нормальные, доверительные отношения. Но существуют ли они? На этот вопрос и постарались ответить авторы исследования "Население и милиция в большом городе".
Каждый четвертый - потерпевший
Нынешний этап исследования проводили Центр девиантологии Санкт-Петербургского социологического института РАН, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, VERA Institute of Justice (Нью-Йорк) при финансовой поддержке фонда Форда и организационном обеспечении "Гражданского контроля". Впервые был проведен так называемый виктимологический опрос, его цель - определить количество потерпевших, от каких именно преступлений больше всего страдают люди и обращались ли они в милицию.
И вот что оказалось. Около 26% петербуржцев в течение года становятся жертвами различных преступлений. Цифра впечатляет. Больше всего мы страдаем от краж, об этом сказали 53% опрошенных. Внушительные данные о жертвах мошенников - свыше 23%. На избиения пожаловались 16,5% (четыре года назад - 13,5%). Также много пострадавших от ограблений и разбоев, что при наших неосвещенных дворах и парадных неудивительно. Жертвами сексуального насилия стали 1,5% от количества опрошенных. Но эта цифра явно не соответствует истинному положению дел - в милицию в таких случаях обращаются очень редко.
Милиция не может и не хочет
Следующая удивила даже криминологов. За помощью к правоохранительным органам обращается менее 30 % людей, ставших жертвами тех или иных преступлений. Милиционеры любят говорить: нас все ругают последними словами, а как что случится - сразу к нам бегут. Это их, так сказать, "козырная" фраза. Но выясняется, что вовсе не так уж и бегут.
Почему? Большинство на этот вопрос отвечает: "Ничего не стали бы делать" или "Ничего не смогли бы сделать". Комментарии, как говорится, излишни. Мало того, что милиционеров считают ленивыми, так к тому же еще и профнепригодными:
Все больше людей жалуется на то, что милиция никак не реагирует на их заявления. Если в 1999 году об этом говорили 12% населения, то в прошлом году - больше 18%. А о том, что милиция начинает действовать лишь спустя длительное время, утверждают больше 10% (в 1999 году таких жалоб было в два раза меньше).
Претензий, предъявляемых гражданами правоохранительным органам, становится все больше. Служителей закона обвиняют в жестокости обращения, необоснованном применении силы, оскорблениях при задержании и во взяточничестве. Более половины опрошенных считают, что милиция плохо охраняет общественный порядок.
Все это говорит о том, что в течение последних десяти-пятнадцати лет правоохранительные органы дискредитировали себя в глазах рядовых граждан. Нераскрытые преступления, вымогательства, незаконные задержания и избиения, хамство, "крышевание": Мы все меньше доверяем милиции, все меньше уважаем ее. Если раньше люди на многие пробелы в милицейской работе закрывали глаза, то теперь, на фоне стремительного роста преступности, этому терпению постепенно приходит конец.