В редакцию пришло письмо от Натальи Власовой. Она серьезно обеспокоена поведением своего сына-школьника. Все свободное время Олег проводит в компьютерном клубе. Еле закончил седьмой класс, ничего его кроме игр не волнует. Все каникулы проводит в клубе, ни уговоры, ни запреты не действуют. Наталья волнуется, что в следующем учебном году он может вовсе вылететь из школы:
Почему подростки становятся "компьютерными наркоманами"? Можно ли избавиться от этой зависимости? На эти вопросы отвечает сотрудник Социологического института РАН Эдуард КОЧЕТКОВ, уже не первый год изучающий компьютерную аддикцию (зависимость).
Погружение
- Почему подростков так затягивает мир компьютерных игр? Что, так игрушки нравятся?
- Дело, конечно, не в самой игре. Все зависит от психологического климата в семье подростка, в школе, где он учится. У молодых людей, сутками сидящих перед экраном монитора, он, как правило, неблагоприятный. Причем их родителями могут быть как отпетые алкоголики, так и преуспевающие бизнесмены, пропадающие в фирмах и не общающиеся с детьми. Подросткам неинтересно дома, неинтересно в школе, они не видят перспектив в своей жизни. И, как следствие, уходят в мир игр.
- У моего знакомого сын играет днями и ночами не в клубе, а дома.
- Лучше бы сидел в клубе. Дело в том, что компьютерная зависимость может принять действительно угрожающий характер именно в том случае, когда подростки играют дома, а не в клубах. В общественном месте не происходит абсолютного ухода из реальности. Какими бы плохими подчас заведения ни были, там происходит общение. Человек, который сидит все время дома, лишен общения, оторван от жизни. Ему тяжелее выйти из этого состояния, он все глубже и глубже погружается в виртуальную реальность.
- И что может произойти с таким подростком?
- Симптомы точно такие же, как и при любой другой аддикции. Подростки становятся раздражительными, конфликтными, замыкаются в себе. Плюс усиливающееся чувство вины и безысходности. Иногда уходят из школы. В Омске, я слышал, был один случай: подросток зарубил топором папу с мамой и отправился в компьютерный клуб, две недели после этого там торчал. Но это все-таки редкость, единичные случаи.
- А тем, кто играет в клубах, все это не грозит?
- Нет, я не говорю, что "клубные наркоманы" застрахованы от рецидива. Тем более что в городе много совершенно гадких заведений, где продают и алкоголь, и даже наркотики. Это мелкие подвальные клубы, как правило в спальных районах, с низким уровнем техники. Но все-таки освобождение от компьютерной зависимости гораздо тяжелее, если подросток сидит дома. Есть и хорошие, элитные клубы, куда пускают подростков только с разрешением от родителей. Или, например, разрешают играть только после трех часов дня, чтобы уроки не прогуливал.
Ломка
- Может ли подросток слезть с компьютерной "иглы"?
- Конечно, причем в подавляющем большинстве случаев это происходит безболезненно для его психики. Что важно, это его самостоятельный, осознанный шаг. В отличие от других аддикций, не происходит никакого замещения - дети не уходят в секты, не начинают пить или колоться.
- Почему подростки расстаются с играми?
- Причины совершенно банальные. Просто взрослеют, начинают встречаться с девушкой или работать. Причем часто - в области, связанной с компьютерами. Я знаю много людей, ранее месяцами не вылезавших из клубов, они стали высококвалифицированными специалистами, которые зарабатывают приличные деньги. Иногда подросток может даже бросить техникум или колледж и уйти в другой, выучиться на программиста.
- Очень много игр связано с насилием - драки, перестрелки: Отражается ли это на психике подростка?
- Не более, чем фильмы, которые он смотрит. Вот довольно показательная история. Один паренек все время торчал в клубах, играл в такие игры. Говорил мне: мол, стукнет 18 лет, сразу же уйду в армию, в Чечню попрошусь, чтобы из настоящего оружия пострелять. Убедить его в чем-то было невозможно, вел себя агрессивно. Встречаю его случайно на улице через полтора года. "Как дела? - спрашиваю. - Почему не в армии?" - "Да знаешь, - отвечает, - я тут с девушкой познакомился. Белый билет себе сделал". Короче, все обошлось. И таких историй предостаточно.
Заговор?
- Картину вы нарисовали едва ли не идиллическую. Почему же тогда сегодня все чаще раздаются призывы позакрывать все компьютерные клубы?
- Действительно, сейчас очень много публикаций в средствах массовой информации, из которых следует, что эти заведения просто рассадники зла, калечащие психику подростка. Довольно странно. На Западе, например, тоже есть эта проблема, но там от нее не отворачиваются, прикрываясь идеями запретительного толка. А контролируют, поддерживают и направляют эту индустрию в нужное, безопасное русло.
- Кому выгодно бороться с компьютерными клубами?
- Вообще вся эта полемика сторонников и противников компьютерных клубов мне напоминает полемику сторонников и противников русских сказок в 30-х годах прошлого века, когда сам жанр сказки был признан вредным и отвлекающим молодежь от естественно-научного взгляда на мир.
Не думаю, что речь может идти о каком-то заговоре. Это типично российское явление. Политическим структурам выгодно зарабатывать дивиденды на социальной проблеме. Достаточно представить ее в утрированном свете и заявить о борьбе с ней. На самом же деле о компьютерной аддикции судят дилетанты, ничего не понимающие в этой проблеме. А все эти паникерские настроения, что молодежь в клубах пропадает: Молодежь пропадает вовсе не там. У подростка-компьютерного аддикта намного больше шансов стать полноценным членом общества, чем у человека, который в его возрасте начинает пить портвейн, нюхать клей или колоться.