Кризис городской власти в Санкт-Петербурге поставил перед федеральным центром непростую задачу. Во-первых, в преддверии юбилейных торжеств требуется держать руку на пульсе всех городских событий. Во-вторых, внушать смольнинским чиновникам мысль о необходимости перманентной работы, чтобы апатия, в которой пребывают ныне яковлевские "сподвижники", не дошла до откровенного саботажа.
Законодательное собрание, представители крупных хозяйственных структур прекрасно понимают, что хотя они и в состоянии держать под контролем некоторые вопросы, всю палитру городской проблематики охватить поодиночке им не по силам.
Кроме того, какие-то формы взаимодействия и, главное, поддержки со стороны более сильных "игроков" очень нужны "уходящей натуре" - администрации Яковлева, явно не справляющейся с валом городских проблем. Но понятно и другое: с политико-психологической точки зрения, "яковлевские" не могут позволить кому-либо вмешиваться в их дела напрямую. Не могут позволить перехватить управление непосредственно в зоне ответственности исполнительной власти. А значит, всем активным участникам административно-хозяйственного процесса в Петербурге жизненно необходима какая-то общая площадка, на которой мог бы начать свою работу неформальный "исполком", выражающий и защищающий все основные интересы в масштабах города.
Речь идет о площадке прежде всего общественно-политической, потому что восстановление административно-хозяйственной управляемости городом с очевидностью превратилось в проблему политического характера. Необходима эффективная координация несовпадающих, разнонаправленных амбиций и интересов в узком коридоре возможностей выживания и восстановления неблагополучного городского хозяйства. Вполне логично поэтому тяготение претендентов на место в "исполкоме" к Петровской набережной. Ведь Валентина Матвиенко имеет конкретное задание президента взять хозяйственную ситуацию в Питере под политический контроль.
Важной особенностью описываемого процесса - процесса формирования "исполкома" - является его спонтанный, многополярный характер. Нельзя сказать, чтобы его инициировали на Петровской набережной, просто готовность к консультациям и учету разных мнений с самого начала были характерными особенностями матвиенковского стиля. Нельзя сказать, что среди инициаторов процесса нет Смольного: несмотря на регулярные всплески административной ревности, там остро чувствуют необходимость поделиться если не властью, то ответственностью. Что же касается хозяйственников, с ними все как в поговорке - рыба ищет, где глубже, а хозяйственник - где реальный центр власти и влияние.
Сейчас пока трудно дать однозначный ответ, насколько эта тенденция окажется жизнеспособной. Однако внушает оптимизм сам факт: предвыборный кризис исполнительной власти в Петербурге породил не только панику, но и инициативу, решимость ключевых персон заниматься поиском путей преодоления "периода межвластия".