Примерное время чтения: 6 минут
93

Москве - торговать, Питеру - думать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 30/07/2003

У Петербурга есть два способа прорваться к достойной жизни. Первый - выбить или выпросить деньги из федерального бюджета (именно так финансировалась подготовка к 300-летию). Второй - заработать самим на замену старых труб, расселение коммуналок и ремонт аварийного жилья. Про первый путь известно все, про второй ничего. Но люди из недавно созданного Проектного комитета уверяют, что он реален.

Чтоб изобрести антигравитатор...

У одного из знаменитых фантастов есть такой рассказ. Дяди в штатском собирают лучших интеллектуалов и показывают им кино про парня, который с рюкзачком за спиной шутя отрывается от земли. Интеллектуалы спрашивают: "Да разве такое возможно? А как же гравитация?" Им гарантируют, что кинопленка настоящая, что парень показывал свой антигравитатор на секретном полигоне, да вот беда - взорвался. Потом предъявляют книги, идеями которых питался погибший - от учебников физики до философских трактатов и мистических опусов.

Интеллектуалы долго скребли затылки, ругались, спорили. Потом кое-что пересмотрели в своих "фундаментальных" знаниях и объявили "дядям", что идея есть, но устройство займет три комнаты, а не рюкзак. Их расцеловали и признались, что пленка была фальшивкой с самого начала.

В питерском Проектном комитете объединились интеллигенты, изобретающие такой же "антигравитатор". Только они отрывают не физическое тело от земли, а целый город - от прозябания и разрушения. Причем их подход точно такой же. Решения семи главных проблем города ищут "несовместимые" специалисты. Экономисты спорят с социологами, юристы - с математиками и т.д.

Финляндия, только с водкой

Давно известно, почему почти все, чем пользуется человечество, придумала Европа. Южнее, на экваторе, вдосталь и тепла, и еды. На Крайнем севере, у эскимосов, вся жизнь, напротив, подчинена выживанию - не поизобретаешь. Но сейчас, когда Старый Свет в общем и целом "наелся", прогресс все больше двигают территории, на которых ничто не отвлекает от созерцания и размышления. В нашем "сыром углу" ни яркой природы, ни солнца круглый год, ни тепла, ни виноделия. И пожалуйста - шведы придумали "Эрикссон", финны - "Нокию". А что такое Питер? Та же Финляндия, только с дешевым спиртным.

Один из членов Проектного комитета, завкафедрой политической психологии СПбГУ Александр Юрьев убежден, что Петр предназначал Петербург для переплавки последних достижений европейской цивилизации в российские формы. Иными словами, если Москва стоит на перекрестке всех дорог и ее удел - торговля, то удел Питера - генерировать идеи и кадры, которые могут продаваться. Ведь у финнов никогда не было ни грандиозного космического ВПК, ни серьезных и признанных на мировом уровне НИИ, ни крупнейших на Северо-Западе Европы университетов.

Куда девать умище?

Конечно, сотрудники НИИ, работавшие на советских ЭВМ ("самых больших ЭВМ в мире") в то самое время, когда в Америке даже фермеры осваивали "персоналки", вряд ли мгновенно создадут продукцию, востребованную на мировом рынке. Но вот координатор Проектного комитета, профессор, доктор экономических наук Дмитрий Чернейко утверждает, что сами петербуржцы не просто желают, чтобы им с небес свалилось хорошее место с европейской зарплатой, а готовы прикладывать определенные усилия.

Питеру, где "мозги" копились уже и не десятилетиями, а столетиями, даже генетически легче включиться в современные технологии и заняться инновациями, нежели тем же скандинавам или, к примеру, английским шахтерам и детям английских шахтеров, потерявшим свой кусок хлеба в 80-е годы прошлого века.

К тому же в Петербурге живы не только традиции, но и носители идей. "АиФ-Петербург" год назад рассказывали об уникальной технологии сканирования подземного пространства, разработанной группой тех самых "советских" инженеров во главе с Адамом Гликманом. Услуги их малого предприятия востребованы в десятках городов России - но только не в Петербурге. И таких примеров тысячи. Не случайно Проектный комитет пришел к печальному заключению: между интеллектом города и реальными процессами в нем - стена.

Власть поставят и "подставят"

Самый главный вопрос изобретателям питерского "антигравитатора", т.е. стратегии развития города - вопрос об отношении к власти.

Понятно, почему оппонентов Проектного комитета больше волнует отношение этой неформальной структуры к власти, нежели наполнение "черного ящика". Собственно курс на создание в Питере новой Силиконовой долины никто не оспаривает. Зато спрашивают, зачем позиционировать себя рядом с властью, вызывая подозрения в ангажированности и называться "комитетом", а не "объединением семи шагов", например, и зачем становиться одной из подпорок для новой городской администрации.

Вопрос действительно серьезный. Если комитет поможет прийти к власти человеку, который его понимает, но при этом сохранит "максимальную преемственность" в управлении городом, стена между интеллектом Петербурга и реальными процессами останется стоять. У чиновников, долгие годы не слышавших таких, как Адам Гликман, слух не прорежется по приказу. А научные фундаменталисты, не сидевшие в Проектном комитете за одним столом с юристами, не откажутся в одночасье от своих взглядов.

И все-таки шанс, что идеи, собранные Проектным комитетом, новый губернатор претворит в жизнь, достаточно велики. В отличие от тех прежних разработчиков стратегии развития Питера, комитет предлагает универсальный подход, объединяющий решение всех проблем - от социалки до городской инфраструктуры. И тем самым "подставляет" будущую власть.

Если на самом деле ей требуется не "антигравитатор", а лишняя точка опоры, то через четыре года такое правительство Петербург просто сметет. Тот самый огромный научный потенциал не простит обмана. И, напротив, если путь Проектного комитета начнет приносить реальные плоды, вряд ли кто-то захочет с него сворачивать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах