В конце минувшего учебного года сотрудники Социологического института Российской академии наук провели опрос среди директоров питерских школ. Спрашивали их мнение о системе финансирования. Результат оказался неожиданным. Выяснилось, что деньги в школах есть. Только тратятся они весьма странным образом, от директора никак не зависящим. В опросе приняли участие директора нескольких десятков городских школ. Престижных и не очень, соответственно богатых за счет спонсорских денег и бедствующих. У тех и других одни и те же проблемы. Из их ответов мы составили монолог "среднего директора" питерской школы.
О доходах
"Любая школа имеет несколько источников дохода: деньги, которые дает бюджет (это мизер); доход от платных услуг; средства, выделяемые депутатами, и родительская помощь. Доход от платных услуг полностью идет на доплаты учителям. Иначе они бы давно разбежались.
Родителям хочется сказать отдельное спасибо. Потому что если в классе пришла в негодность доска, выбито стекло, прохудилась батарея, то без их помощи не обойтись. Почему, объясню чуть позже. Не знаю, как в других школах, но мы с родителей деньги не вымогаем. Многие сами готовы помочь. И при этом их суммарная годовая спонсорская помощь сравнима с бюджетным финансированием школы! Разумеется, о том, как и куда были истрачены их деньги, мы дважды в год отчитываемся на родительских собраниях.
А вот так называемая депутатская поправка - разговор отдельный. Уж лучше бы ее вовсе не было. Никогда не знаешь, даст депутат денег или нет, когда и сколько. Все зависит от сиюминутной политической ситуации, а не от нужд образования. Кроме того, главную роль при выделении денег начинают играть "неформальные отношения". Чем больше и чаще перед ними лебезишь, тем выше вероятность, что дадут денег. Тем, кто на это способен, дают деньги на ремонт, на спортплощадку, но кто унижаться не хочет... А какие интриги начинают закручиваться, когда кому-то дали больше, а кому-то меньше... Противно.
О расходах
Впрочем, и без депутатских подачек деньги в школе есть. Только распоряжается ими не директор, а не пойми кто. По своему усмотрению я могу истратить только "родительские" деньги. И то обычно трачу не сам, а прошу сделать это родительский комитет, чтобы вопросов было меньше. Ни депутатских, ни бюджетных денег мы не видим и не тратим. Проблема в том, что любая покупка или работа может быть сделана только через тендер, который проводит РОНО. Я не знаю, как они его проводят, вижу только результат. А он таков, что за те 100 тысяч рублей, за которые в прошлом году присланная РОНО фирма отремонтировала мне один кабинет, реально было отремонтировать как минимум три! Знаю директора, которому фирма родителей одного ученика готова была сделать спортплощадку за 500 тысяч рублей, а присланный РОНО подрядчик уложился в 900 тысяч. При этом я даже никак не могу повлиять на качество работы. Моя подпись на акте приемке - пустая формальность. В одной из школ, где меняли перекрытия, директор отказался подписывать акт, но вышестоящие организации работу все равно приняли. И теперь дети учатся практически в аварийном помещении. Остается только висеть над душой у рабочих и смотреть, чтоб не напортачили. Переделывать ни за что не заставишь.
С мелкими покупками вообще абсурдная ситуация. Скажем, надо мне купить для школы 20 учебников. Деньги в РОНО есть. Но ведь ни один магазин не будет ради этой мелочи участвовать в тендере. А без него никак. Товар есть, деньги есть, а купить невозможно! Только на "родительские" деньги. Абсурд.
О системе
Очень много разговоров о бедствующем положении школ, о том, что на образование надо выделять больше денег. Все так, но даже с теми средствами, которые есть, можно жить, если грамотно ими распоряжаться. При существующей системе сделать это очень сложно. Каждый год моей школе РОНО утверждает бюджет. Выйти за его рамки я не могу. Поэтому если зимой вдруг неожиданно прохудилась крыша, то чинить ее будет не на что. Перекинуть деньги с одной статьи расхода на другую невозможно. И даже если была заявка на ремонт кровли, то когда придут реальные деньги, неизвестно. Осенью крыша будет течь, а средства на ремонт перечислят зимой, когда латать кровлю под снегом дорого и бессмысленно.
Кроме того, я никогда не знаю, сколько РОНО выделит мне денег в следующем году. Поэтому спланировать дорогостоящие работы невозможно. У меня спортзал в аварийном состоянии, но еще год-два он продержится. Вопрос: что делать? Ждать, пока выделят деньги? Так пока ждешь, все окончательно рухнет. Потихоньку латать дыры? Выкинуть деньги на ветер. Все равно переделывать придется.
Может, я скажу крамольную вещь, но не надо школе больше денег, чем есть сейчас (естественно, это не касается учительских зарплат). Дайте возможность ими распоряжаться и планировать хозяйственную деятельность. Замените депутатские поправки на прямое бюджетное финансирование, наведите порядок в системе тендеров, позвольте вносить изменения в годовой школьный бюджет в случае непредвиденных расходов, предоставьте гарантии минимального ежегодного финансирования. Уверен, что тогда не сразу, но постепенно все школы выберутся из финансовой ямы".
Маршрутки задоят до смерти?
Льготы отнимут? Новый законопроект против должников
Соцстандарты - миф или реальность?
Петербургские чиновники получат по 3,5 миллиона рублей на покупку жилья?