Примерное время чтения: 5 минут
87

Горим! (09.09.2003)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37 10/09/2003

Мрачные события произошли в последние дни в городе. В пятницу ночью дотла сгорели художественно-декорационные мастерские Мариинского театра на улице Писарева. Тушили боевые расчеты со всего города, пострадали пять пожарных. Во вторник высшая категория была присвоена утреннему пожару в Новодевичьем монастыре на Московском проспекте. Опять тушили огнеборцы чуть ли не со всего города, один пожарный оказался в больнице.

Поджоги?

В обоих случаях основная версия - поджог. В театральных мастерских - предумышленный, в монастыре - случайный. Храм, после передачи его церкви, находится на ремонте, внутрь мог проникнуть кто угодно. Тем более что здание отключено от электричества, так почему бы не развести костерок - погреться, помещение осветить, еду приготовить. А уж непогашенный окурок бросить - запросто.

Правоохранительные органы заявили, что в случае с Мариинским есть свидетели, утверждающие, что они видели людей с канистрами. Позже поступило подтверждение, что посторонние люди в мастерских были. Злодеев чуть ли не схватили, но в это слабо верится, наши "органы" часто на первых порах проявляют завидную активность, а потом дело как-то спускается на тормозах, о нем забывают, и оно так и остается "глухарем". По мрачной фантасмагории рассказ о поджоге мастерских напоминает поджог Рейхстага, но тогда враги "с канистрами" были очевидны, а какие враги у театра? Оказывается, есть, да еще чуть ли не внутренняя "пятая колонна".

Гастроли как яблоко раздора

Потрясенные сотрудники называют этот поджог убийством. Из тех заказных, которые никогда не бывают раскрыты, даже если исполнители арестованы.

...Как говорят знатоки, у Валерия Абисаловича Гергиева недоброжелатели среди "своих" появились давно, а с усилением его личной власти они стали и врагами. Но в самую последнюю очередь речь идет о творчестве, все дело - в деньгах, которые зарабатываются на зарубежных гастролях. Еще и в советское время, когда ездил в основном балет, реже - оркестр, и уж в самых исключительных случаях - опера, доходило до доносов друг на друга и до того, что подозрительных в последний момент с самолета ссаживали. Когда возможность гастролировать представилась и балету, и опере, и оркестру, встала другая проблема - куда поехать выгоднее. Появились артисты, которые не стеснялись с калькуляторами в руках подсчитывать эффективность того или иного тура, и тоже в театре всегда были недовольные.

Дело, конечно, темное, но есть в Мариинке люди, которые по поводу пожара могут позлорадствовать, а то и довольно потереть руки. А некоторые, как ни цинично это выглядит, даже находят в случившемся хорошую сторону, теперь, мол, у художников появится большая работа - декорации-то придется восстанавливать. Министерство культуры уже пообещало материально помочь театру.

Что пропало?

Поначалу были страшные сведения, что сгорели самые знаменитые декорации - к "Лебединому озеру", "Баядерке", "Щелкунчику". Позже техническая служба Мариинского сообщила, что, хотя и уничтожены декорации почти к тридцати спектаклям, среди них, к счастью, не оказалось творений выдающихся мастеров. Знатоки и тут говорят, что "полной правды" публика не узнает, потому что речь идет о слишком больших деньгах. Ведь показывать оперу или балет в подлинных старинных декорациях, тем более за границей - это одно, а в "новоделе" - другое. Первоначально сумма ущерба называлась в 7 миллионов рублей, потом выяснилось, что это лишь балансовая стоимость здания, которая ничтожно мала по сравнению с гибелью "нарядов" тридцати постановок.

Министр культуры Швыдкой озвучил сумму в 200 миллионов рублей. Помощь своими декорациями предложили Мариинскому Большой театр, национальная опера "Эстония", другие зарубежные коллективы.

Гергиеву не разорваться

Михаил Шемякин, чьи декорации к "Щелкунчику" и "Принцессе Пирлипат", к счастью, не пострадали, в интервью одной из газет сказал, что трагедии вполне можно было ожидать: здание мастерских в "традиционно запущенном" состоянии. Гергиеву не разорваться, он посвящает все свои силы, чтобы держать труппу на мировом уровне. Это правда, но ведь маэстро является не только художественным руководителем, но и директором театра. Эту почетную обязанность он возложил на себя не по принуждению.

Дирижер в эти трагические для Мариинского дни находится в Роттердаме, где накануне пожара, 4 сентября, открылся фестиваль, посвященный творчеству Прокофьева. Валерий Абисалович является не только главным дирижером Мариинского, но и главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра. В заключительный день фестиваля, 14 сентября, он встанет за пульт объединенного коллектива. Видимо, до этих пор вырваться в Петербург не удастся.

Маэстро просил своих подчиненных не паниковать и заверил, что пожар не отразится на гастролях, на открытии нового сезона в октябре. Тогда будет дан "Золотой Петушок", декорации которого не пострадали.

И все-таки, утрата не может не сказаться:

Надеемся на "авось"

Театры горели всегда. Тот же Мариинский возник на своем месте после того, как дотла сгорело здание Большого театра напротив. От таких случаев не застрахован никто. Но, как говорят пожарные, во многих, самых знаменитых предприятиях культуры не действуют элементарные средства безопасности. К примеру, пульт, на котором должен возникнуть сигнал тревоги, - декоративное устройство. Как показывают проверки, датчики, провода от которых ведут к пульту, в большинстве своем заглушены. Это сделано для того, чтобы лишний раз дежурного не беспокоить, тем более что когда датчики и работают, на их сигналы откликаются с неохотой, ведь чаще всего тревога - ложная. Так надоедает бегать проверять: На пожарной охране всегда экономят, ведь современные средства стоят дорого. Да и обслуживают их наши люди, которые верят не технике, а русскому "авось".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах