68

Правда о рынке компакт-дисков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 22/10/2003

Разглядывая прилавок одного из музыкальных магазинов, я услышал вопрос покупателя: "Почему батоны в магазине стоят приблизительно одинаково, а компакт-диски - от шестидесяти до шестисот рублей?"

Действительно, столько разговоров и в правительстве, и в СМИ о законах, о "пиратстве", о шоу-бизнесе, что пора бы уже и нам понять, что происходит на рынке.

Себестоимость

Изготовить на отечественном заводе СD с записью музыкального альбома стоит около 15 рублей. К диску надо добавить полиграфическое сопровождение, называемое у профессионалов "фантиком", затем уложить в пластмассовую коробочку и запечатать в пленку. При упрощенном "фантике" производство компакта не превышает 30 рублей. Если музыкальное издательство (рекординговая компания) поставляет на рынок законную продукцию, то себестоимость СD увеличивается на суммы, выплаченные правообладателям: композиторам, музыкантам, фирмам, владеющим их правами, и т. п. Рекординговая компания должна иметь прибыль, да и магазинная наценка составляет от 60 до 100 %. Так и складывается цена на прилавке. Но отчего же так отличаются розничные цены?

Основные ценовые группы

Всего около 2% музыкального рынка занимают дорогие диски стоимостью от 250 до 600 рублей. Они выпущены в полном соответствии с требованиями Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". На "фантике" будут обязательно указаны все авторы, исполнители, производители фонограммы, значки, защищающие их права, - c и и. В буклете вы обнаружите несколько страниц, а ближе к центру СD найдете значок IFPI - международной организации, защищающей права производителей фонограмм. Большие гонорары известных исполнителей впрямую влияют на первую, оптовую цену. (Когда в новогоднюю ночь по главным каналам ТВ для вас поют и пляшут одни и те же исполнители, знайте, что за такую монополизацию телеэфира вы раскошелитесь, покупая диск с запомнившимися песнями.) К этой группе относятся и диски, выпущенные на Западе и законно ввезенные в Россию.

Следующую группу составляет продукция, за которую меломану придется заплатить от 100 до 250 рублей. При такой цене интересы правообладателей (музыкантов, исполнителей, производителей фонограмм) учитываются лишь отчасти. Вам продают продукт с тем или иным нарушением закона. Таких дисков на рынке около 30%.

Наиболее массовая группа (до 70% рынка) - чистая "пиратка". Стоит такой диск в магазине в среднем 75 рублей. Приобретая СD, можете быть абсолютно уверены, что покупаете краденое!

Необходимо упомянуть и представительства могущественных международных фирм-правообладателей, продающих лицензии российским рекординговым компаниям. Имеют право выдавать лицензии и авторские общества.

Как жить по закону?

Россия хочет вступить во Всемирную торговую организацию, и, хотя правительство занято более серьезными проблемами, что-то делать с воровством интеллектуальной собственности придется. Сейчас разрабатывают специальную марку, которая должна будет размещаться на всяком легитимно изданном продукте. Правильное по своей сути предложение может привести к трагическим последствиям. Хочет, к примеру, начинающая рок-группа из Ленска выпустить альбом тиражом в пятьсот экземпляров. Ей придется ехать в столицу, сдавать заявку в "марочный" комитет, ждать разрешения, давать чиновнику на лапу, чтобы ускорить процесс. Именно начинающие или малоизвестные, одним словом, бедные композиторы и исполнители производят большинство наименований, то есть составляют основной ассортимент рынка. Вполне предсказуем результат - в стране появится новое музыкальное "подполье", аналогичное тому, которое имелось в Советском Союзе в 70-80-е годы. На лапу придется давать и рекординговым компаниям, да и марку станут подделывать, как для левой водки. А заводы, производящие компакт-диски, в связи с падением заказов закроются или тоже уйдут в подполье. Казна дополнительных доходов не получит, количество рабочих мест сократится, а тысячи людей озлобятся на власть. Выиграют лишь некоторые столичные артисты и их компании, а также воротилы западной музыкальной индустрии - магазины станут продавать ограниченный и дорогой ассортимент.

При таком сценарии буква закона будет соблюдена, но потери окажутся немереными.

Как жить по закону-2?

Рассмотрим вариант введения обязательного авторского сбора (роялти), который можно получить при розничной продаже с каждого СD. Такой вмененный авторско-смежный (смежными правами обладают исполнители и производители фонограмм) гонорар должен составлять 15-20 процентов от цены диска в магазине с пробиванием в чеке отдельной строкой, как сегодня пробивается НДС. Эта строка станет подтверждать получение с потребителя авторского гонорара. Собранные суммы будут автоматически поступать в фонд роялти, откуда их получат правообладатели или организации, управляющие их правами. Подобная система существует в концертной практике, когда определенный процент от сумм, собранных за реализацию билетов, поступает в Российское авторское общество, а затем перечисляется поэтам и композиторам. (Следует сказать, что РАО ущемляет исполнителей и передает их гонорары авторам.) Магазины, конечно, могут пытаться зажилить роялти, но это станет уже не проблемой воровства в интеллектуальной сфере, а обычным мошенничеством, с которым умеют бороться правоохранительные органы, и не помешает России претендовать на членство в ВТО.

С одной стороны, подобную реформу провести несложно. С другой - при легитимизации рынка цены в магазинах выравняются: не станет "пиратки", но и дорогих дисков будет меньше. Рекординговые компании не получат сверхприбыли, а получат просто прибыль, волей-неволей делясь с авторами и исполнителями. Количество бедных творческих людей сократится, и власть за это станут любить. И все-таки прежде чем принимать окончательное решение, следует семь раз отмерить и только раз отрезать.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах