Примерное время чтения: 7 минут
115

"Окно в Европу" открывается внутрь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 18/08/2004

В Выборге по 20 августа проходит двенадцатый по счету кинофестиваль "Окно в Европу", включающий три конкурса - игрового, неигрового и анимационного кино. В отремонтированном и оснащенном по послед-нему слову кинотеатре "Выборг-Палас" (бывший "Победа") можно увидеть лучшие из новых российских лент. В город приехали звезды кино разных поколений - Георгий Жженов, Михаил Козаков, Рената Литвинова, Виктор Сухоруков, Лариса Лужина, режиссеры Алла Сурикова, Алексей Учитель, композитор Владимир Дашкевич.

Для выборжан фестиваль - огромное событие: когда на открытии праздничное шествие двинулось от гостиницы "Дружба" - штаба фестиваля - до кинотеатра, то создалось впечатление, что в нем участвует весь город.

Богиня и Витя

О том, кто самый популярный и близкий народу артист, нетрудно было догадаться по нередеющей толпе вокруг Виктора Сухорукова. Продвижение актера к кинотеатру тормозилось на каждом шагу, узнавшие его воодушевленно делились друг с другом: "Да это же Сухоруков!" и - кто робко, а кто и требовательно - обращались за автографом или просили сфотографироваться на память. На руки Сухорукову сажали детей, женщины клали голову на его плечо, мужчины жали руку.

На вопрос к мальчишкам лет пятнадцати, по каким картинам они знают артиста, в один голос прозвучал ответ: "Антикиллер!". У девчонок, а также дам диапазон оказался более широким, называли и "Брата". "Моя мама без ума от вас! - сообщила Сухорукову одна девушка, - подпишите ей на память". - "Вот странно, - пожимает плечами Виктор, - родители говорят, что берут автограф для детей, дети - что для родителей". Но тут еще одна поклонница и вовсе попросила написать: "Сереже".

К Ренате Литвиновой, которая приехала представлять свою картину "Богиня" (в ней снимался и Сухоруков), такого паломничества не было, да и с журналистами Рената не общалась, ссылаясь на то, что интервью ей давать запрещено (?!). Однако папарацци следовали по пятам, а в народе обсуждали скромный наряд кинодивы, состоящий из черных свитерка и юбки. Впрочем, на плечи Рената накинула белый мех, что дало повод взволнованным спорам: натуральный или искусственный?

Сухоруков картину "Богиня" еще не видел, но был осведомлен, что в ней сохранились далеко не все сцены с его участием, потому что Рената большинство экранного времени отдала своей героине - в картине она играет главную роль, а также выступает как режиссер. Сухоруков говорил о "Богине" с горечью, а Рената, увидев Виктора в кулуарах, бросилась к нему со словами: "Витечка, у вас выдающаяся роль!". Когда она поднялась на сцену кинотеатра представлять картину, то обратилась к зрителям так: "Конечно, я нервничаю. Боже мой! Представляете, вы первые судьи, картину еще никто не видел. Я сама еще до сих пор не видела! (Кажется, Рената зарапортовалась, как это режиссер не видел свою картину? - Е. П.) Короче, я просто молю о вашем снисхождении. В картине снялись два выдающихся артиста, которых я так люблю, так люблю! Это Витечка Сухоруков, который на меня обиделся, конечно... И Максим Суханов. Это их выдающиеся роли",

На следующий день в материалах информагентств прозвучало: "Рената Литвинова назвала выдающимися работы Виктора Сухорукова и Максима Суханова". Ну а у тех, кто знает подоплеку, закралась мысль: уж не была ли и роль Суханова сильно сокращена?

Не вписались

Хотя фестиваль и называется "Окно в Европу", этим подчеркивается разве что географическое положение Выборга. Насчет же того, знает ли наше кино Европа, да и остальной мир, критик Кирилл Разлогов говорит так: "Что касается международного престижа, тут ситуация сложная, потому что разовый фантастический успех "Возвращения" Звягинцева (напомним, что картина получила Гран-при Венецианского фестиваля. - Е. П.) еще не породил волну интереса, на которую мы надеялись. Россия пока находится в противофазе к мировому кинопроцессу, у нас непростая ситуация с вписыванием в него. Это не значит, что наши картины хуже, это значит, что мы, как и американцы, ориентируемся на свой рынок. Надеюсь, что когда-нибудь сможем выйти за его пределы. Тем более что в России кинопроцесс сейчас находится на подъеме. Возвращается престиж кинематографических профессий, снимать фильмы - это не нечто позорное, что режиссеры делали между двумя рекламными клипами, а то, что даже может вызвать уважение".

Все свои

Выборгский фестиваль приглашает лишь отечественных кинозвезд, и в основном - старшего поколения. Но в этом году в жюри позвали Наталью Суркову. Широкому зрителю имя еще малоизвестно, но актрису назвали сенсацией последнего Московского фестиваля за роль в картине Месхиева "Свои". Между прочим для этой картины - а она играла деревенскую женщину - Наталье пришлось поправиться килограммов на пятнадцать! Это было прошлым летом, и Наталья твердо заявляла, что сразу же после съемок начнет худеть. Сейчас она стройна как тополь.

Ну а любимица старшего поколения зрителей Лариса Лужина уже не первый раз в Выборге. На фестивале две картины с ее участием - "О любви в любую погоду" Аллы Суриковой и "Смерть юного императора" Светланы Дружининой. Роли эпизодические, но, по словам Ларисы: "По нынешним временам и десять съемочных дней считаются большой роскошью. На фестивалях можно увидеть новые ленты, потому что сделать это в обыденной жизни - проблема. Захотела посмотреть "Ночной дозор", так билет - 300 рублей, мать честная! Я себе такое позволить не могу. А на Московский фестиваль наше поколение артистов, которое столько сделало для отечественного кино, в обиде, потому что нас даже не позвали. А ведь фестиваль - это праздник для артистов. Это в Выборге ощущаешь".

На творческую встречу со зрителями в Выборг приехал Михаил Козаков. В программе его выступления - поэзия от Пушкина до Бродского. Как рассказал актер, он продолжает культурную миссию: скоро на канале "Культура" состоится премьера его фильма-спектакля о Пушкине.

Документалисты и аниматоры

Фестиваль - единственная на сегодня возможность увидеть документальное кино. В Выборг привезли 31 картину. Между прочим, наша документалистика гораздо лучше вписана в мировой кинопроцесс, чем игровое кино.

Российские мультики также известны в мире. Открылся фестиваль премьерой анимационной ленты Гарри Бардина "Чуча-3", а пару лет назад именно в Выборге стартовала его "Чуча-2".

В жюри конкурса анимационного кино пригласили Юрия Назарова, председателя Союза дизайнеров России. И хотя мультики все как на подбор веселые и сказочные, именно Юрий поднял далеко не веселую проблему ответственности художника:

- Кино становится частью жизни, зрители хотят подражать его героям. Этого нельзя не учитывать, и те, кто снимал "Бригаду", можно сказать, грех на душу взяли. На нашем фестивале собрались деятели кино, которые понимают всю меру ответственности. Тем более, мы в Выборге, городе, который вобрал в себя разные культуры: протестантскую, католическую, православную. И сколько же в этом городе мы утратили, а теперь восстанавливаем из руин. Кино должно не разрушать, а созидать человека!

- Да это звучит как тост, - снизил пафос Юрия Назарова кто-то из артистов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах