Монетизация льгот отодвинула на второй план вступивший в силу с 1 марта новый Жилищный кодекс. Но уже в скором времени вокруг него могут разгореться страсти ничуть не меньшие. Новое жилищное законодательство напрямую касается очереди на жилье, в которой стоят почти 300 тысяч петербургских семей.
Новый Жилищный кодекс призван ликвидировать эту очередь. Многие из тех, кто десятилетиями верил, что государство поможет им улучшить жилищные условия, могут с этой надеждой распрощаться.
Кодекс отменил понятие первоочередного получения жилья. Раньше на него имели право участники и инвалиды ВОВ, незаконно репрессированные, "чернобыльцы", многодетные семьи и другие категории льготников. Теперь все они встанут в общую очередь. При предоставлении жилья будет учитываться только время постановки на учет, а не заслуги перед государством. Темпы, с которыми последнее время двигается очередь, практически гарантируют, что ветераны новых квартир так и не увидят. В старом кодексе был еще прописан круг лиц, имевших право на внеочередное предоставление жилья. Его сохранили только для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и обитателей аварийного жилья. Хорошо хоть так.
Кроме того, попасть в заветные списки на распределение жилплощади теперь смогут только малоимущие. Кого к ним отнести, кодекс не поясняет. Это должны определять региональные законы, которых пока нет. Но из туманных пояснений чиновников следует, что учитываться будет не только совокупный доход семьи, но и стоимость имущества претендента на бесплатное жилье. То есть если в гараже пылится старенький автомобиль, на котором раз в год совершается поездка на дачу и обратно, то вы вроде и не малоимущий. А те, кто все же получит бесплатное жилье после 1 марта, лишены права его приватизировать, а значит, его нельзя передать по наследству, продать и очень сложно обменять.
Неясен и новый механизм движения очереди. Похоже, что бесплатно жилье будут предоставлять только все той же мифической категории малоимущих. Всем остальным предложат поучаствовать деньгами в ипотеке или других городских программах. Например, "Молодежи - доступное жилье", которую в народе уже метко прозвали "Богатой молодежи - доступное жилье". Приняв новый кодекс, государство расписалось в том, что отныне улучшение жилищных условий - дело рук самих "очередников". Очереди - конец.