"Мы в первую очередь - граждане своей страны, а во вторую - члены партии". Так Игорь Артемьев объяснил, почему он, возглавляя Федеральную антимонопольную службу (ФАС), не покидает ряды оппозиционной партии "Яблоко".
Поскольку в Санкт-Петербурге в середине 90-х Игорь Артемьев получил известность как активист демократической партии "Яблоко", у земляков-демократов к нему накопилось немало вопросов. Почему его ведомство фактически поддержало Смольный в скандале с участками под АЗС (и, умыв руки, способствовало победе "ЛУКойла")? Как относится руководитель ФАС к передаче в родном городе целых районов в управление монополистам ЖКХ? В курсе ли он, что в Питере практически узаконено понятие "стратегический инвестор", попирающее саму идею конкуренции, близкую г-ну Артемьеву и по долгу службы, и по партийным убеждениям?
Глава ФАС, приехавший на торжества в честь 15-летия демократического Ленсовета, был очень аккуратен в формулировках. Согласился, что в России установился государственно-монополистический капитализм. Но оговорился, что на время переходного периода экономике нужны очаги стабильности, "графитовые стержни". Признал, что питерская администрация перегнула палку в условиях конкурса для перевозчиков (Смольный не вправе требовать, чтобы "маршруточники" были собственниками автобусов и соответствующей инфраструктуры - она может принадлежать участникам конкурса на правах аренды), и даже заметил, что это не первая ошибка Смольного. Однако выводы делать не спешил, отделавшись общими фразами вроде "отношения между нашей службой и городской администрацией должны быть улучшены" и обещаниями потолковать о наболевшем с Валентиной Матвиенко.
На самом деле, по информации "АиФ-Петербург", встреча с губернатором планировалась как трехсторонняя, при участии полпреда Ильи Клебанова. Искать пути решения "сложных" для Смольного вопросов не позволял ее формат. Так что главным ньюс-мейкером во время визита Артемьева на берега Невы оказался его подчиненный, глава территориального управления ФАС Олег Коломийченко.
Именно он объявил, что Антимонопольная служба намерена возбудить дело по поводу выделения без конкурса жилых домов в Адмиралтейском районе в управление компании "Питер Дуссманн". А когда г-н Артемьев отправился из агентства "Росбалт" в Мариинский дворец, журналисты узнали от Коломийченко и более интересные вещи. Выяснилось, что в попытках опротестовать свежий закон Санкт-Петербурга о стратегических инвесторах Антимонопольная служба дошла в одном случае до Арбитражного суда, а во втором - до Генерального прокурора РФ. И оба раза получила от ворот поворот. "Куда еще писать? Президенту?" - пожимал плечами Олег Коломийченко. До сих пор не заключен и договор о сотрудничестве между новым правительством Петербурга и территориальным управлением ФАС. Хотя по аналогичным соглашениям и во времена Владимира Яковлева, и во времена Анатолия Собчака нормативно-правовые акты Смольного проходили предварительную экспертизу в Антимонопольной службе.
Игорь Артемьев имел достаточно оснований устроить питерским властям разнос, но сгладил углы. В то время как его товарищ по партии, лидер питерского "Яблока" Максим Резник, выводит петербуржцев на марши против кремлевского произвола, Артемьев предпочитает политике политес и сохраняет верность чиновничьему мундиру. Впрочем, сам Игорь Юрьевич считает, что он во главе ФАС "не делает ничего такого, чего не делал в "Яблоке".