Вроде и у моря живем, а все его ругаем. И мелкое оно, и грязное, и берега заросшие, и помойки растут с каждым годом, и пляжей цивилизованных нет, и лес вырубают, и дороги разбиваются. И нет как будто ответа - кто же виноват в этой мерзости? Но после прогулки по побережью за чертой города возникает нехорошая мысль: да мы сами и виноваты.
Недавно закончилась международная движущаяся экологическая конференция "Финский залив-2005". Это кампания общественных экологических организаций Финляндии, России и Эстонии, а у истоков мероприятия стояли российские "Друзья Балтики" и "Центр экологических инициатив", финская организация "Додо - живая природа будущего" и "Эстонское движение зеленых". Участники конференции проехали на велосипедах от Финляндии до Эстонии через Петербург и могут теперь утверждать: нигде нет такой грязи, как вокруг нашей культурной столицы. Уже за сотню километров перед мегаполисом появляются его признаки в виде скопища отдыхающих и производимого ими мусора.
Замечено, что велосипедисты, не говоря уже о пешеходах, гадят на природе в основном меньше автомобилистов. Может, потому что скарба у них меньше. Вообще, участники конференции уверены, что велосипед нужен отдыхающему не меньше, чем жителю мегаполиса. Можно проехать по лесной дорожке, просочиться между деревьями, а уж сколько красот - никакому автотуристу и не снилось.
Опять же - лесорубы на велосипедах не ездят. Они лезут в природу на тракторе и лесовозе, топча все на своем пути. Вот, к примеру, взять окрестности деревни Старое Гарколово. Очень красивая деревня на берегу Копорской губы. И повадились вокруг некие личности лес валить. То, что у залива водоохранная зона, личностей не волнует. Население деревни, состоящее в основном из пожилых людей, бросилось порубщиков ловить. А порубщики им документы тычут. Вот некий Александр Слепцов из крестьянского хозяйства "Девичье" под руководством лесничего Приморского лесничества Виктора Яковлева имел на руках лесорубочный билет, выданный Сланцевским лесхозом. Мало того, что Сланцы вообще другой район, так еще и билет выдан для "выборочной санитарной рубки", а Слепцов по нему валил все подряд.
Как рассказали в старом Усть-Лужском порту, где всегда грузили древесину, с лесорубочными билетами вообще очень интересно. Теоретически обладатель билета после лесорубных работ должен отчитаться перед лесхозом за количество вырубленного леса и сдать билет. Практически же он им пользуется по полгода, пока не поймают. Как за руку схватят, порубщик говорит, что он первый раз пользуется билетом. С дальнейшим расследованием проверяющие почему-то обычно не связываются.
Конечно, экологи на велосипедах порубщиков не остановят. А вот местное население или приравненные к нему дачники - вполне в состоянии. Одна боеспособная деревня - уже препятствие на пути браконьеров. Против же мелкого мусорного эко-хама обязан выступить всякий, кто с ним рядом окажется. И мелких, и крупных нарушителей поощряет всеобщее равнодушие.