Михаил Швыдкой недавно был удостоен "Золотого софита" "За поддержку театрального искусства в Петербурге и Ленинградской области". С благодарностью приняв награду, бывший министр культуры, а ныне руководитель Федерального агентства культуры и кинематографии поведал:
- Может быть, самый большой вклад в театральное дело Петербурга я внес лет тридцать назад, когда работал в журнале "Театр". Мы с Валерием Семеновским - не какие-то столичные штучки, я родом из Киргизии, он - из Молдавии, но этнически близкие, словом, два испуганных человека - прибыли объяснять ленинградскому партийному начальству, что спектакль "Горячее сердце" Островского, который в Театре комедии поставил Вадим Голиков, - не антисоветское произведение. Мы долго объясняли, у вас было строгое партийное начальство.
Помню и такой "счастливый" момент в Александринском театре. Игорь Горбачев, поставивший и сыгравший чеховского "Иванова", ушел со сцены под аплодисменты принимающего спектакль партийного начальства. Но за кулисами серьезный человек из комитета партии зажал директора театра и меня, московского посланца, со словами: "Спектакль, конечно, хороший, как все, что делает Игорь Олегович. Но там звучит фраза: "Может, вам в Америку уехать?" Не надо говорить "в Америку", сейчас туда большая еврейская эмиграция. Может, в какую-нибудь другую страну?" Испуганный директор промямлил: "Но это же Чехов". - "Ну и что, тогда же не было такой эмиграции". Я предложил: "Может быть, в Австралию?" - "В Австралию тоже большая эмиграция". - "Ну, тогда - в Новую Зеландию?" Так и играли какое-то время: "Может, вам в Аме.., то есть в Новую Зеландию уехать?"