В Петербурге стартует уникальный для России проект: создание региональной службы уголовного надзора (пробации) для несовершеннолетних правонарушителей. Если коротко сформулировать суть идеи, главное - не наказать преступника, отправив его в не столь отдаленные места, а перевоспитать, ориентировать на полноценную жизнь в обществе. Узнать, что толкнуло человека на преступление, и бороться с первопричиной, а не со следствием.
Исправительное учреждение или "школа жизни"?
Конечно, легче всего действовать по принципу "с глаз долой, из сердца вон", но будет ли это действенной мерой? Ответ очевиден, особенно если учесть специфику наших пенитенциарных учреждений: часто бывает достаточно один раз "залететь" туда по молодости и по глупости, и все: тюрьма на годы долгие - твой дом родной.
- Не нужно себя обманывать и ожидать, что в местах лишения свободы подростки получат необходимое воспитание и образование, - считает председатель Ассоциации судей по делам несовершеннолетних и проблемам семьи Николай Шилов. - Наоборот, многие там потеряют возможность получить специальность, утратят здоровье, но зато пройдут криминальную "школу жизни". Мы не говорим, что всех поголовно нужно освободить от наказания, но судебная практика показывает, что более 60 % преступлений, совершенных детьми, - это кражи и грабежи, не носящие тяжкий характер и совершающиеся от безысходности, из-за нищеты. Большинство их еще можно перевоспитать, помочь им встать на ноги, реализовать себя.
Кто-то скажет: не хотите - не сажайте, ведь есть же условное наказание. Увы, в наших реалиях это не решение проблемы. На таких осужденных наложены обязанности, носящие исключительно формальный характер: не менять место жительства, своевременно являться на регистрацию: Да, это может как-то поддержать и дисциплинировать подростка, который твердо стоит на ногах, имеет жизненные ориентиры. Но когда ребенок живет в неблагополучной семье, не учится (а таких большинство среди несовершеннолетних преступников), употребляет наркотики, живет в подвале, условные сроки очень скоро превратятся в реальные.
"Мы не хотим сажать их в тюрьму"
Недавно рабочая группа по реализации проекта (куда вошли правозащитники из общественной организации "Гражданский контроль", представители Администрации Петербурга, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний, горпрокуратуры, ГУВД и судебной системы города) побывала с ознакомительным визитом в Эстонии и Латвии.
В Эстонии служба пробации (там она называется Службой криминального надзора) существует уже шесть лет. Всего в стране более семи тысяч поднадзорных. В обмен за свободу они должны своевременно являться на регистрацию в отдел, проживать по определенному судом постоянному месту жительства, получать разрешения на отъезды, представлять сведения о прожиточных средствах и т. д. Кроме того, суд может обязать устроиться на работу или получить образование, запретить употреблять алкоголь и наркотики. Нарушил? Чиновник по надзору сразу же строчит бумагу в суд, который может отправить человека в тюрьму, продлить испытательный срок или назначить дополнительные обязанности. Например, запретить появляться в определенных местах (чаще всего в ночных клубах и барах) или общаться с определенными людьми (чаще всего с прежними подельниками).
Со службой криминального надзора в одной "связке" работают полиция и прокуратура. "Мы не хотим сажать подростков в тюрьму и делаем все, чтобы этого не произошло, - говорит старший прокурор отделения по делам несовершеннолетних Пыхьяской окружной прокуратуры Леа Пяхкель. - Конечно, если речь идет о совсем тяжких преступлениях, необходима изоляция. В других же случаях мы приглашаем инспектора по надзору и обсуждаем, как можно освободить от наказания. Государству не нужны уголовники, и поэтому наша задача - не испортить жизнь оступившемуся подростку.
В Латвии Государственная служба пробации начала свою работу совсем недавно, в начале прошлого года.
- Известная история: человека приговаривают к условному сроку, он выходит из зала суда, друзья его спрашивают, сколько дали, и тот радостно извещает: "Ничего не дали!" - приводит пример руководитель службы Александр Дементьев. - У человека, получившего условный срок, и мысли нет, что нужно что-то делать, как-то исправляться. Мысль только одна: "Повезло". Работа с условно осужденными и условно-досрочно освобожденными станет приоритетной в деятельности нашей службы.
Это произойдет только в следующем году - именно тогда вступит в силу соответствующий закон. Пока же функции службы пробации в Латвии - оказание помощи освободившимся из тюрьмы, надзор за приговоренными к принудительным работам, а также представление так называемых "досудебных докладов" - своеобразных досье на клиентов пробации, необходимых судьям, прокурорам и работникам тюрем. Исходя именно из этих докладов, они будут решать судьбу преступника - сажать его или перевоспитывать, и каким образом перевоспитывать.
Пожалуй, оценивать работу служб пробации в странах Балтии можно по одному критерию: сколько их "клиентов" совершили повторные правонарушения. Такие есть (кто-то вообще считает, что лучше год отсидеть, чем в течение нескольких лет все время "отмечаться" у инспекторов), но их немного. Это сладкое слово "свобода" плюс желание и - самое главное - возможность порвать с преступным прошлым в подавляющем большинстве случаев перевешивают дурные помыслы.
Продолжение следует?
Казалось бы, ничего такого страшного в пробации нет, а плюсы ее - очевидны. Почему же нет подобной службы в нашей стране? Наверное, по той же причине, по какой нет в России и собственно ювенальной юстиции, существующей даже в таких странах, как Индия и ЮАР. Проекты трех федеральных законов уже разработаны, но депутаты Госдумы не торопятся их принимать. Видимо, у "избранников" есть дела поважнее - "письмо пятисот", отмена отсрочек от армии для сельских учителей, съемки порнофильмов про лидеров бывших союзных республик. А тут какие-то подростки, да к тому еще и неблагополучные:
Проблема подростковой преступности (вернее, нежелания что-то делать со всем этим) объединила людей, которые далеко не всегда находят общий язык, - правозащитников и представителей власти, правоохранителей. Если никаких препон на пути рабочей группы по созданию в Петербурге службы пробации не возникнет, уже в феврале будущего года на базе уголовно-исполнительных инспекций некоторых районов города будет запущен пилотный проект. А потом планируется, исходя из накопленного опыта, разработать федеральный закон о службе пробации в РФ и обратиться с законодательной инициативой в федеральные органы власти. Может быть, к тому времени там осознают всю серьезность проблемы? Ведь речь все-таки идет о детях. Если кто не помнит - будущем нашей страны.