Художник Артем Шабовта одним из первых в Петербурге стал заниматься аэрографией. Вот уже лет десять холстом для него служат автомобили, мобильные телефоны и даже холодильники.
Трепетное отношение к цвету
- Артем, почему именно аэрография?
- Все произошло достаточно случайно. В середине девяностых одна из питерских автофирм искала художника, чтобы расписывать автомобили. Дело новое, профессионально им тогда никто не занимался. Мне предложили попробовать, я согласился, хотя до этого кроме карандаша и кисточки в руках ничего не держал. А потом втянулся.
Вообще, первые аэрографы появились в конце XIX века. Но аэрография очень долго не пользовалась уважением среди серьезных художников. Недооценивали, что человечество развивается и появилась еще одна замечательная живописная техника. Сегодня у аэрографии огромные перспективы во всех областях, начиная от рекламы и заканчивая дизайном интерьеров. На Западе солидные компании уже давно рисуют свои бренды аэрографами, заказывая их у известных мастеров. Художник рисует, например, автомобиль в разрезе, потом его работа идет в буклеты, на рекламные постеры. Аэрография позволяет добиться почти фотографической точности изображения, которое остается при этом произведением искусства.
- Если говорить о росписи автомобилей, какие тенденции главенствуют?
- Москвичи любят полностью перекрашивать автомобиль, например превратить его в яблоко. Или рисуют голову пантеры не на отдельном элементе, а во всю машину. Есть направление фактурной росписи, когда машину расписывают под мрамор или кожуру апельсина. Есть дизайнерские ходы, когда с помощью нарисованных "вырезов" и "надрезов" на капоте показывают внутренности двигателя. А можно нарисовать классический пейзаж в стиле Шишкина.
- У питерской школы есть свои особенности?
- В Питере художники более трепетно относятся к цвету машины и изображения, к их гармонии. У нас популярны неброские монохромные сюжетные картинки, которые подходят к черным и серебристым машинам. Москва более южный - кичевый город.
Агрессивные сюжеты не в моде
- Расписывая авто, ты импровизируешь или делаешь эскизы?
- Обычно я рисую эскизы, чтобы продемонстрировать их заказчику. Но интересней, конечно, импровизировать. Одна из моих любимых работ сделана без эскизов по фильму "Семь самураев" Акиры Куросавы. Машина была большая, на ней удалось все уместить: всех самураев, бандитов, лучников, дождь: Больше двух месяцев над ней работал, ставил в мастерской фильм: слушал японскую речь, звуки оружия, ловил мимику актеров и переносил на машину.
- Сколько машин уже разрисовано?
- Поначалу я считал, но на второй сотне сбился. Наверное, триста-четыреста.
- Что чаще всего просят нарисовать? Те машины, что попадаются в городе, разрисованы весьма агрессивно. Это модно?
- Нет, это раньше все просили кровищу нарисовать, черепа, вскрытые могилы... Сейчас редко. И потом, я стараюсь не идти на поводу у заказчика, гну свою линию. Жизнь не бесконечна, и хочется делать хорошие, качественные вещи. Вот давно мечтал нарисовать летчиков-камикадзе. Недавно попросили разрисовать японский джип. Хозяин хотел, кажется, пантеру или кошку, в общем, то, что все рисуют. Говорю, давайте я вам лучше Перл-Харбор нарисую. Японская машина, японская тема. Ведь нельзя абы что нарисовать, лишь бы красиво и слащавенько. Работа должна быть с внутренней идеей, должна присутствовать энергетика, заложенная художником. В общем, долго уговаривать его не пришлось.
Дольше всего я придумывал сюжет для своей машины, "Фольксваген-жук". Три месяца мучился, ничего в голову не приходило. Потом приятель подсказал идею - нарисовать на капоте портрет ее изобретателя Фердинанда Порше, а по бокам - заводской конвейер. Кстати, эта машина снималась в фильме "Питер FM"
- У владельцев расписанных машин проблем с ГИБДД не возникает?
- Есть положение, что у машины должно сохраниться 40% родного цвета. Но уже давно никто на дорогах эти проценты не высчитывает. Главное, чтобы роспись автомобиля не напоминала цветографическую маркировку спецмашин. Инспектора ГАИ тоже свои машины расписывают. Один из них хотел, чтобы я ему обнаженных девушек в стиле Бориса Валеджо нарисовал. А дело было накануне трехсотлетия города. Говорю ему, юбилей на носу, а я еще ни одной машины Петербургу не посвятил. В общем, переубедил и расписал автомобиль видами города.
Почему проигрывал СКА
- Я так понимаю, что в технике аэрографии можно расписать что угодно: автомобили, холодильники, мобильники:
- Не только холодильник, но всю кухню можно расписать, например под XIX век. Мобильники расписываю, но не люблю, слишком мелкая и кропотливая работа. Одно время работал для крупной компании, производящей телефоны. Они заказывали партиями по 100 штук на представительские подарки. На каждом телефоне должен был быть изображен Петербург. Виды не должны были повторяться. В какой-то момент все узнаваемые сюжеты были исчерпаны, и я стал рисовать Ленина у Финляндского вокзала, "Аврору". Как ни странно, это им больше всего и понравилось.
- Ты расписываешь хоккейные маски. Вратарям тоже диктуешь тематику росписи?
- Люди спорта очень суеверны. Помню, как-то не успел вовремя сделать маску для Максима Соколова, которому рисую их уже лет шесть. Звонит мне его агент, кричит в трубку: "Ты что, с ума сошел, из-за тебя СКА проигрывает, чтоб завтра же новая маска была готова!"
Так что вратари трепетно относятся к символике и жестко диктуют, что должно быть нарисовано. Обычно просят что-нибудь устрашающее, например хищных птиц, говорят, что это помогает защищать ворота. Максим Соколов попросил изобразить на маске двух соколов, символизирующих двух его сыновей, и герб Петербурга. Он в ней в Турине играл. Привез всю расколошмаченную, сейчас я ему новую делаю. А вот Сергея Наумова из "Салавата Юлаева" мне удалось переубедить. Он хотел что-нибудь в стиле фэнтези, но в конечном счете согласился на двуглавого российского орла, только без корон и на зеленом фоне (команда все-таки татарская). В одной лапе орел держит герб города, в другой - герб губернии.