Примерное время чтения: 5 минут
162

Меншиковский дворец больше не сползает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 20/09/2006

Сколько лет душа болела за Ораниенбаум: от фашистов сберегли - и сами же довели до разрухи. Но теперь заповедник оживает: реставрируются Катальная горка, Китайский дворец, наконец-то дошли руки и до Большого Меншиковского, который за 285 лет существования ни разу капитально не ремонтировался.

В застенках

Сейчас дворец являет собой уникальную картину - нижние террасы и лестница разобраны, над ними сооружен полиэтиленовый навес, чтобы можно было работать в любую погоду. А работают в две-три смены. Из техники используются только отбойные молотки и подъемные механизмы, остальное вручную, потому что реставрация - дело тонкое.

Первоочередные задачи - вывести из аварийного состояния террасы, фундамент, сделать водоотвод. Если бы со всем этим медлили и дальше, дворец мог, в конце концов, просто сползти вниз.

Больше всего проблем с террасами. Они не просто неотъемлемая часть дворца, а своеобразный постамент, который придает всему сооружению монументальность; без них дворец выглядел бы небольшим и неэффектным. И по своим конструкциям террасы - уникальное сооружение. Публика видит стены, но оказывается, их роль всего лишь декоративная. Настоящие "труженики", удерживающие склон и дворец, - это расположенные за стенами кирпичные своды. Они похожи на гроты, в некоторых даже выросли сталактиты. Только стены не в состоянии удержать дворец на крутом склоне (перепад высот составляет почти десять метров), нагрузки такие, что стены "выпирает". До того, как были сделаны своды, террасы несколько раз разрушались.

Реставраторы насчитали семь этапов строительства террас. Те, что дошли до нас, датируются 1770-ми годами. Сохранность сводов, по мнению реставраторов, хорошая: и кирпич, в общем-то, цел, и сухо. Если в каком-либо "гроте" находят мокрый грунт, влагу - уничтожают источник ее проникновения. Раньше своды были наглухо закупорены, теперь для каждого сделают "продых", наверху вентиляционные отверстия выйдут в тумбы ограждения.

Чтобы открыть своды, стены были разрушены. Вот тут-то и работали отбойными молотками. Но даже они справлялись с трудом, потому что в начале XX века кирпич укрепили бетоном. В то время он считался прогрессивным материалом, им отделали все поверхности. Но сейчас известно, что бетон плохо сосуществует с кирпичом - он его разрушает. Поэтому кладка в удручающем состоянии, трещины идут внутри и снаружи стен. Приходится полностью убирать бетонный слой, восстанавливать кирпичную кладку и оштукатуривать ее растворами, которые позволяют стене дышать.

А у боковых павильонов дворца - Церковного и Японского - состояние плохое, потому что там не были сделаны сводчатые камеры и стенки уже имеют отрицательный уклон. Реставраторы их усилили, но придется принимать серьезные конструктивные решения.

Лестница в воздухе

Авторство гранитной лестницы, ведущей на террасы, приписывается Ринальди. Поначалу думали, что она не нуждается в серьезной реставрации, но, когда вскрыли, лом буквально провалился между гранитной облицовкой и кирпичной кладкой. Гранитные блоки стояли сами по себе, ничем не удерживаемые! Сейчас они разложены в Нижнем парке, на каждом - шифр, который поможет сложить их обратно без путаницы.

Два гигантских дуба с двух сторон лестницы огорожены заборами. Естественно, их сохранят, ведь это патриархи - дубы есть на дореволюционных фотографиях, предполагается, что им лет по двести.

:В окончательно отреставрированном виде "постамент" дворца должен предстать следующим летом. Верхняя терраса будет замощена плиткой и булыжником, как в XVIII веке, на нижней положат дерн. Интересно, что когда-то здесь даже высаживали кусты и деревья, потому что слой земли достигает метра. Но теперь решено не рисковать, потому что корни все-таки повреждают конструкции.

Сюрпризы археологии

Археологические исследования террас принесли немало неожиданного. Так, здесь обнаружили захоронения времен Великой Отечественной. Об этом свидетельствуют остатки обмундирования, подсумки, но, к сожалению, нет никаких документов и солдатских медальонов. Останки доставлены в МЧС.

Сюрприз из XVIII века - водовод. Он сложен из кирпича, сверху перекрыт кирпичным же сводом. Вода собиралась во дворе в колодец и уходила в нижний парк. При Меншикове во дворе был пруд, а в парке три фонтана. Пруд находился так близко к зданию, что намокали фундаменты и подвалы, водовод не справлялся. Сейчас сделан современный дренаж, но планируют ввести в работу и древний водовод, тем более что по нему до сих пор хоть чуть-чуть, но течет вода.

За разобранными стенами обнаружили и порожки первоначальных меншиковских ворот - через них можно было с террасы попасть прямо во двор.

Всем миром

Реставрация Меншиковского дворца стала возможна, потому что на нее выделили деньги из федерального бюджета. Уже поступило 250 миллионов, на будущий год запланировано 550! Сколько же средств потребуется на полное восстановление, неизвестно, потому что часть дворца до сих пор занимает институт "Мортеплотехника" и не все помещения обследованы.

Кроме Меншиковского, в заповеднике сейчас реставрируются Китайский дворец, Катальная горка, начались работы в парке, есть проектные предложения по дворцу Петра Третьего и даже по восстановлению канала, который когда-то связывал дворцово-парковый ансамбль с морем. Очевидно, что "поднять" такой грандиозный комплекс одному только госбюджету не под силу. Активно подключился бизнес через специально созданный Фонд возрождения Ораниенбаума. Благодаря средствам меценатов возрождены фасады Катальной горки (бизнес дал 70 млн рублей, бюджет - 45). Сейчас российские и немецкие газовые гиганты Газпром и Рургаз взяли на себя финансирование интерьеров этого уникального объекта, что составит примерно 300 млн рублей.

По словам Германа Грефа, когда бизнес видит, что процесс прозрачен, задача сбора денег решается. К тому же, первым спонсором стал президент, перечисливший на восстановление Ораниенбаума свою месячную зарплату, за ним последовало и правительство.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах