"Золотым кольцом" называют в народе цепочку зарубежных заводов, выросших на окраине города. - NokiaN, Ford, Nissan, Philip Morris, Coca-Cola, Toyota... Они выпускают разную продукцию - от сигарет и напитков до роскошных автомобилей. Общее у них одно. Всем нужны рабочие руки.
Недавно в одно из кадровых агентств, занимающихся штучным подбором персонала, поступил заказ от серьезной немецкой фирмы - найти профессионалов, разбирающихся в технике обработки денежных купюр. Оказывается, деньги мало зарабатывать, их еще и надо "содержать" в хорошем виде. Во всем мире этим делом занимаются не просто специалисты высокой квалификации, а люди, мыслящие "креативно". К их услугам - мини-заводы, напичканные оборудованием экстра-класса.
- 14 человек мы искали больше трех месяцев, - рассказывает генеральный директор агентства, попросивший не называть его имени. - На наше предложение откликнулись российские и зарубежные граждане. В итоге вакансии заняли специалист из "Арзамаса-16", инженер, связанный с космосом, петербуржец, читающий лекции в Америке... Причем зарплата не была очень высокой. Людей привлекла возможность сделать карьеру.
Безработные им не нужны
Недавно в Калининском районе прошел необычный семинар. Его инициаторами стали менеджеры из Суоми. Основная тема - как найти рабочую силу для финских предприятий в Петербурге. Финны первыми сумели достучаться до наших властей: чтобы помочь соседям, сегодня объединяются центры занятости пяти районов Петербурга. Такой проект запускается в регионе впервые, задействуются все средства: от имиджевой рекламы и "точечных" ярмарок вакансий, до обучения потенциальных сотрудников и экскурсий на будущее место работы.
Сегодня финским концернам нужны швеи, строители, специалисты в области электроники, механики, управления, - говорит координатор программы Елена Исакова. - Вскоре, например, открывается очередной отель сети "Сокос", и комплектуется целый штат.
Готовых сотрудников сейчас привлечь нелегко, - согласна с Еленой бизнес-леди Мина
Хялвя, которая уже 15 лет продвигает европейские традиции под Питером и знает, что такое кадровый голод, не понаслышке. - Как правило, из пятидесяти человек отбираем пять. Производственный опыт, возраст для нас не главное. Основное требование - трепетное отношение к делу. Честность, искренность, готовность учиться.
В анкетах зарубежные работодатели просят не только указать свои "сильные и слабые стороны", увлечения и интересы, но и оценить собственное "умение трудиться в напряженном ритме". Халтурить не удастся.
Но и фирма в долгу не останется. На большинстве предприятий предлагаются зарплата в среднем до 30 тысяч рублей, продвижение по службе, соцпакет. Более того, чтобы удержать людей, заводы активно строят жилье. Через пять-шесть лет добросовестного труда газосварщик или электротехник может купить квартиру по льготной цене.
Маленькая деталь. Подбирать кадры иностранцы предпочитают из уже имеющих работу. Если же человек "за бортом" несколько месяцев - у него мало шансов. Считается, что вынужденная бездеятельность резко снижает мотивацию к труду. А такие капиталистам не нужны.
Пройдите экзамен
Активно ищут персонал и известные автогиганты.
- "Ниссан" начнет выпускать "седаны" и "внедорожники" только в 2009 году, но подбор кадров идет уже сегодня, - комментирует ситуацию руководитель отдела по связям с общественностью Татьяна Натарова. - В Петербурге для найма рабочих и менеджмента приглашены несколько проверенных агентств. Основной костяк будет сформирован в 2008 году.
Сейчас набирают инженеров, производственных менеджеров и рабочих, которые пройдут обучение в недавно открытом центре в Москве. В так называемую стартовую команду войдут около 100 специалистов. Всего же требуется 750 человек. Зарплату, по слухам, рабочим и персоналу среднего звена обещали от одной до двух тысяч долларов.
Схема проста. Сначала кандидат приходит на собеседование в кадровое агентство. Требования стандартные - образование, профессия. После претендента тестируют уже представители компании. Испытание делится на два этапа. Сначала - теория, затем "экзамен" на оценку адаптивного мышления. Он длится более двух часов. Проверяются мелкая моторика, умение воспринимать информацию, быстро делать расчеты.
Рост, вес, кардиограмма...
В отличие от коллег-конкурентов "Тойота" действует самостоятельно. Объявления о приеме "японцы" разместили в метро, профильных изданиях, даже в подъездах домов. А гостиница "Пулковская" на какое-то время превратилась в центр занятости концерна. На 450 мест поступило 20 тысяч резюме. При этом в Шушарах будут работать всего 10-20 человек из Страны восходящего солнца Остальные - русские. Первую сотню набрали еще прошлой весной. Сейчас многие уже прошли стажировку в Японии, Вьетнаме и просвещают других.
Завод открывается в декабре, но часть персонала уже трудится. Устроиться туда им оказалось непросто. По словам прошедших испытание, экзамен состоял из нескольких частей. В первом туре, письменном, проверяли знание математики, в частности геометрии. Надо было вычислить, например, площадь треугольника и трапеции. Причем на решение отводилось до 10 минут.
Тех, кто справился, через две недели ждал второй этап. Задача - прикрутить колеса, выполнить задание вместе с командой из нескольких человек, закрутить гайки и т. п. Третий раунд - в тренажерном зале. Правда, сначала медосмотр: рост, вес, кардиограмма, давление... Затем - комплекс упражнений. Учитывается, какой вес может поднять будущий сотрудник, сколько раз присесть, оценивается координация движений, даже умение стоять на одной ноге. Действительно уместно сравнение с отбором в космонавты.
И завершающий аккорд - личная беседа с начальством. Надо объяснить, почему ты хочешь работать в этой компании, чем можешь быть ей полезен и что хотел бы получить. Как правило, именно эта часть оказывается самой сложной.