ЭКОНОМИКА города растет, потоком идут контракты и инвестиции. Только в Центральном, далеком от индустрии районе, зарегистрировано около 50 тысяч предприятий, в Петроградском — 40 тысяч. Не говоря о гигантах, выросших на окраинах. Промышленники за последние годы увеличили мощности, расширили площади, модернизировали оборудование. Не учли одного: кто будет работать в этих светлых цехах и залах, на дорогущей электронике? На прошедшей недавно ярмарке вакансий стало ясно: рабочих рук не хватает.
— Срочно нужны 36 человек, — громким шепотом говорила кому-то по сотовому красавица из рекрутингового агентства. — Шеф сказал: найти за неделю. Но это нереально.
— Очень хорошо работать вдвоем, — щебетала другая, агитируя супружескую пару.
Молодой человек, цепко держа испуганного кандидата под локоть, объяснял, что значит надпись: «отсутствие роялти и гибкая система паушальных взносов». В итоге претендент убежал, обвешанный брошюрами, а клерк продолжил охоту.
— Кадровая проблема приобретает самые серьезные масштабы, — не скрывает председатель городского Комитета по занятости Павел Панкратов. — Потеряны преемственность, система передачи знаний. Особенно остро ощущается нехватка именно рабочих рук. Такие вакансии составляют 70 %.
Причины дефицита — это и застой 90-х, и демографический спад, и потеря престижа рабочих профессий. Сейчас опомнились. Сотрудники одного из кадровых агенств рассказали реальную историю о станочнике, за которым директор завода каждое утро присылал свой «Мерседес» к подъезду — иначе мог сорваться выгодный для всего коллектива заказ!
Зарплаты растут
ДРУГАЯ проблема — дефицит высококвалифицированных специалистов.
— Порой приходится перекупать опытных мастеров друг у друга, звонить прямо домой и предлагать более высокую заработную плату. А если идет масштабный контракт, выписываем умельцев из глубинки, — признался руководитель солидного машиностроительного холдинга, попросив не указывать его имя.
Дошло до того, что развернулось негласное соперничество между Ленинградской областью и Петербургом. Девиз движения — «Время вернуться домой!». Соседей понять можно. Региональные власти создают вокруг КАД кольцо промзон общей площадью 5 тыс. га, на которых в будущем должны разместиться современные комплексы. Строительство начать несложно, а вот вернуть граждан по месту прописки — задача не из легких. Надежда одна — высокая зарплата. Если на новых заводах она окажется больше, чем у конкурентов, персонал появится. Самих же бизнесменов можно простимулировать налоговыми льготами и погашением части процентов по кредитам.
— Работодатели надолго запомнят 2007 год, — пожаловался мне один из менеджеров. — Приход в Питер крупных инвесторов взорвал рынок. Оклады в Питере догоняют Москву. Все требуют повышения жалованья! А что делать? Работать-то некому! Вот и приходится либо повышать довольствие, либо терять сотрудников.
Это подтверждает и статистика. Рост зарплат в петербургских компаниях в первом полугодии составил 12%. Более всех, на 35%, подорожали IT-специалисты. Чтобы удержать кадры, предприятия готовы раскошелиться. Многие сами на свои средства обучают молодежь, выплачивают подъемные, помогают ребятам после армии, даже предоставляют жилье. Или берут энергичных новичков, а затем адаптируют под себя.
По такому пути идут «Электросила», «Арсенал», «Кировский завод», крупные торговые сети. Недавно Киришская ГРЭС открыла новые специальности, необходимые для станции, в ПУ № 22. Правда, случаются и осечки. Вернется такой гвардеец из армии, получит все сполна, год-два поработает — и за ворота. Директора даже заговорили о системе закрепления кадров, подобной той, которая существовала в советские времена.
Дворник-интеллектуал
СЕГОДНЯ практически все крепкие предприятия гарантируют «белую зарплату», ее рост, обеды со скидками, занятия спортом, культурную программу, уроки английского, развозку от метро. Обещают и материальную поддержку, различные страховки, стажировки, карьерный рост. Даже «бизнес-пенсию»! Так острословы окрестили прибавку «на старость». Но на общую ситуацию бонусы влияют мало.
— Позарез нужен хороший инженер по охране труда, — сокрушался заместитель начальника депо по управлению персоналом железной дороги Евгений Виноградов. — Зарплата от 14 тысяч рублей. А его все нет.
Ключевое слово здесь — «хороший». Одной из фирм требовался дворник с окладом 15 тысяч рублей. Пока я думала, не пойти ли по совместительству помахать метлой за такие деньги, выяснилось, что дворник должен уметь управлять различными подъемниками и механизмами, разбираться в передовой уборочной технике. Так что метла отдыхает.
Налицо еще один перекос — в большом количестве требуется обслуживающий персонал: курьеры, грузчики, уборщики, кондукторы, но на эти места петербуржцы, как правило, идти не хотят. С другой стороны, нужны квалифицированные, образованные, инициативные люди. С приходом иностранных игроков и крупных отечественных компаний в городе перекраивается не просто рынок труда — постепенно меняется менталитет. Работодатель ставит на личность. При прочих равных конкурируют не дипломы, а мозги.