В Петербурге и Ленобласти наметилась неприятная тенденция - стали стремительно дорожать продукты питания. Причины роста цен называются разные. Производители, как обычно, обвиняют торговые сети. Ритейлеры же отмалчиваются.
Причин для роста нет!
Такое впечатление, что ценники в магазинах меняют едва ли не каждую неделю. Стоимость яиц в магазинах достигла 70 рублей за десяток, немытая картошка во многих торговых точках перевалила за 20 рублей. По логике картофель осенью должен дешеветь. Но в октябре он подорожал в Петербурге приблизительно на 20%! По данным Росстата, примерно на столько же стал дороже репчатый лук, на 2-3% поднялась в цене капуста, а яйца стали просто «золотыми», подскочив в цене на треть. ФАС России официально заявила: никаких объективных причин для такого роста нет.
Сергей Яхнюк, вице-губернатор Ленобласти и председатель Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, рассказал нам, что придерживается того же мнения:
- Ленобласть является лидером России по производству куриного яйца. И его, согласно предварительным прогнозам, в этом году птицефабрики яичного направления произведут порядка 3 млрд 103 млн штук, что превышает прошлогодний уровень и значительно больше потребностей Петербурга и Ленобласти вместе взятых. Поэтому предпосылок для дефицита яиц на полках магазинов двух регионов нет. Что касается повышения цен, то, начиная с конца 2012 года, предприятия отрасли птицеводства работали «в минус», виной чему стало двукратное повышение цен на зерно, рост тарифов естественных монополий и политика крупного ритейла.
Диктуют цены
Валентин Пашинский, генеральный директор Ассоциации «Ленплодоовощ» поясняет:
- Осенью, со сбором нового урожая, овощи всегда дешевеют. А у нас дорожают! Транснациональные компании диктуют цены, «накручивают» их, как хотят. Фактически Россия теряет своё сельское хозяйство. В советское время правительство жёстко контролировало цены: производители овощей получали 75% прибыли от реализации своей продукции, сейчас же всё забирают разнообразные посредники и сети. Отсюда и постоянное удорожание. Производители овощей в прошлом году ушли в минус на 24%, у производителей молочной продукции рентабельность составила минус 0,6%.
- Дальше будет только хуже, - прогнозирует Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. - Мы вступили в ВТО, и скоро наше сельское хозяйство будет просто неконкурентоспособным. Сети с молчаливого согласия властей захватили весь потребительский рынок и диктуют свои цены. Вероятно, нас ещё ждёт традиционный рост стоимости перед Новым годом.
Как видим, прогнозы у наших экспертов невесёлые. В ряде торговых сетей от комментариев по поводу роста цен просто отказались.