Петербуржцы могут жить не только на поверхности города, но и под землей – в этом уверены сотрудники компании, спроектировавшей вторую сцену Мариинского театра и стадион «Зенит-Арена». Специалисты предлагают правительству Петербурга признать городскую землю на глубине пяти метров местными недрами. Если инициативу примут, в 39 местах под Петербургом – например, под Зимним дворцом или Русским музеем – могут начать строить подземный мир. Под городом появятся бизнес- и торгово-развлекательные центры, территории для пешеходов, парковки и многое другое.
Проект 40-летней давности
В настоящее время центр Петербурга застроен практически полностью, и в городе остается все меньше места для возведения новых объектов. Впервые проектировщики задумались об этой проблеме почти 40 лет назад. Тогда в Ленинграде и появился проект по организации и использованию подземного пространства. Его авторы предлагали возвести под землей многоярусные сооружения, железнодорожные и транспортные пути, культурные и пешеходные зоны. К сожалению, по ряду причин он так и не был реализован, хотя известно, что в Москве работа по освоению подземного пространства идет полным ходом.
В 2015 году с похожим предложением выступила «Группа компаний ВиПС». Одно из основных условий осуществления данного проекта – признание земли под Петербургом местными недрами. В таком случае подземное строительство будет разрешено.
Подземные магазины и бизнес-центры
Проектировщики уже успели согласовать со Смольным карту строительства. Подземные сооружения будут располагаться под Михайловским садом, Дворцовой площадью, Марсовым полем, стрелкой Васильевского острова, площадью Искусств и другими местами.
Под землей могут вырасти большие развлекательные комплексы, бизнес-центры, культурно-просветительские и пешеходные зоны, дорожные развязки и парковки. Все объекты планируется соединить со станциями метрополитена с помощью пешеходных переходов. Так, горожане смогут спуститься под землю в районе Эрмитажа, прогуляться, съесть мороженое, посмотреть кино, совершить шопинг и выйти на поверхность около Русского музея.
«Во всех современных мегаполисах построены многоуровневые подземные паркинги, - рассказали SPB.AIF.RU в «Группе компаний ВиПС». – Подземное строительство в городах активно развивается. Пора и Петербургу идти в ногу со временем».
Проектировщики уверены: с помощью строительства подземных паркингов им удастся освободить центр города от огромного количества машин. Строители не исключают, что под землей появятся даже тоннели для передвижения автомобилей, что позволит разгрузить петербургские дороги.
Риски подземного строительства
Городские геологи встретили инициативу подземного строительства скептически.
«В петербургском грунте, особенно в центре города, очень много воды, - объяснил геотехник Сергей Ашмаров. – Строить объекты под землей крайне рискованно. Вспомните хотя бы строительство подземного паркинга в одной из гостиниц на Невском проспекте, когда несколько домов были повреждены, а два из них впоследствии снесли. Современные технологии могут позволить безопасное строительство, но на это потребуются огромные деньги».
Помимо финансовой преграды есть и другая. Согласно законодательству, строительство подземных объектов может проводиться строго под наземными сооружениями. Под парками и садами строить нельзя, потому что эта территория считается охранной зоной зеленых насаждений. Кроме того, в Петербурге нет систематизированной геологической карты, содержащей сведения о подземных пространствах Петербурга. На создание такой карты может уйти несколько лет, еще больше – на само строительство. В настоящее время проектировщики обсуждают риски строительства подземного города и способы урегулирования всех проблем. Возможно, если все вопросы будут улажены, лет через 20 жители Петербурга смогут выпить чашечку эспрессо в подземном кафе или с ветерком прокатиться на велосипеде под Невским проспектом.