Конец ноября в Марселе был отмечен грандиозным событием - «Петербургским театральным сезоном». Это уже седьмой фестиваль, который ежегодно проходит в разных европейских городах.
От балета до кабаре
На этот раз выбор пал на Марсель неслучайно - весь этот год город был «культурной столицей Европы».
Большой десант из российской культурной столицы составили: солисты Мариинского и Михайловского театров, артисты и режиссёры БДТ им. Г. Товстоногова со спектаклем «Дама с собачкой», театра «Мастерская» с комедией «Женитьба Бальзаминова», «Русской антрепризы» им. Андрея Миронова с драмой «Палата № 6» и «Приюта комедианта» с «Королём Лиром». Дополнило программу театральное ревю «Кабаре СССР» и выставка кукол-марионеток театра Деммени.
- Мы привезли спектакли, отмеченные наградами фестивалей и вниманием критики, дающие представление о культурной жизни Петербурга, - поясняет художественный руководитель «Театрального сезона» Виктор Минков.
Билеты были раскуплены задолго до начала гастролей, на всех спектаклях - аншлаги. Это неудивительно, ведь Марсель - город театральный. Именно здесь в артистической семье в 1818 году родился Мариус Петипа, ставший главным балетмейстером Мариинского театра и похороненный в Петербурге. В Марселе появился на свет великий хореограф ХХ века Морис Бежар. А ещё один «классик» - Ролан Пети - 26 лет руководил созданным им «Марсельским балетом».
Театральная публика выглядит так же, как в Петербурге: есть люди в вечерних туалетах, есть - в джинсах. А вот в гардеробе можно не раздеваться. Куртки вешают на спинки кресел или даже кладут на пол.
Гала-концерт балета проходил в роскошном «Опера де Марсель» в самом центре города. А драматические спектакли играли в театре «Турски», расположенном в бедном районе. Но театр - уютный, хорошо оснащённый, с преданной публикой. У директора Ришара Мартэна - давние и личные отношения с Россией: 18 лет подряд Мартэн проводит фестиваль русского театра. Поэтому на спектаклях чувствовалось, что публика - не случайная, а вдумчивая, заинтересованная. В зале было много молодёжи, казалось бы - ну, что им до переживаний «дамы с собачкой»? А вот не остались равнодушными. Мартэн заключает: «Что касается русского театра, то это история любви, которая передалась зрителям. Они приходят, потому что видят высокое качество русских трупп».
Большое соглашение
«Петербургский театральный сезон» дал толчок к дипломатическому шагу: подписанию договора о сотрудничестве между нашими городами не только в сфере культуры, но и экономики, молодёжной политики, образования, науки, туризма и спорта.
Это самое большое соглашение в истории сотрудничества Петербурга и Марселя. Вице-мэр города Жак-Рокка Серра и председатель Комитета по внешним связям Александр Прохоренко говорили о том, насколько похожи наши города. Оба - крупные порты, оба находятся под охраной ЮНЕСКО. В Марселе родилась революционная «Марсельеза», ставшая гимном Франции, в Петрограде - сама революция.
Впрочем, есть и различия. Марсель - самый древний город Франции, ему более двух тысяч лет. Петербургу, как известно, чуть больше трёхсот. Население Марселя - 900 тысяч человек, и уже больше половины составляют мигранты. Нашему пятимиллионнику до такой пропорции далеко. Минимальная пенсия марсельца - 750 евро (это больше 30 тысяч рублей), петербуржца - пять тысяч рублей. Марсель делится на богатые, престижные и бедные эмигрантские районы, в которые люди на дорогих машинах стараются не заезжать. В Петербурге такого расслоения нет. А вот театральные залы в обоих городах по вечерам заполнены одинаково плотно.