Центр чтения Российской национальной библиотеки в последний день IX Международного книжного салона представил публике сборник с результатами уникального исследования читательских предпочтений россиян, которое длилось 16 лет и охватило 60 городов. Многолетние изучение провинциальных библиотек развеяло мифы о том, что Россия перестала быть читающей страной, молодежь утратила интерес к книгам, а бумажные издания россиянам заменил интернет.
Вести из глубинки
Книга «Читающая Россия на рубеже тысячелетий» родилась из исследования «Чтение в библиотеках России», главной целью которого было – узнать, что читают наши соотечественники в провинции. Поэтому в проекте не участвовали города-миллионники, в него вошли 60 небольших городков и поселков из 25 регионов России: Камызяк в Астраханской области (3,7 тысячи читателей из 15,3 тысячи жителей), Мглин в Брянской области (2,8 тысячи читателей из 8,3 тысячи жителей), Кувандык в Оренбургской области (3,4 тысячи читателей из 29,4 тысячи жителей) и так далее.
Данные опроса были максимально достоверными, поскольку ученые использовали не традиционное анкетирование или телефонный обзвон, а применяли метод «дней сплошного читательского спроса» - библиотекари регулярно передавали информацию из формуляров и бесед с посетителями. Около 16 лет копились в Центре чтения бумажные таблицы и отчеты, и два года понадобилось, чтобы свести все данные воедино и сделать выводы. Результаты удивили.
«Ученому всегда приходится бороться с соблазном прогнозировать результаты исследования. Вот и в этот раз итоги казались очевидными – в конце 80-х и начале 90-х разорялись издательства, закрывались библиотеки, ликвидировались библиотечные коллекторы, в стране царила нищета, менялись человеческие ценности. Казалось бы – чтение в России должно было прийти в упадок, - рассказал корреспонденту SPB.AIF.RU научный редактор сборника профессор Юрий Зобнин. – Но это миф! Факты говорят о том, что самой крупной группой читателей на постсоветском пространстве в середине и конце 90-х стала учащаяся молодежь, а в некоторых областях доля школьников, учащихся, студентов и работающей молодежи превышает 60% читателей».
Второй по численности читательской группой в России являются пенсионеры, что неудивительно – их в меньшей степени затронул технический прогресс. А вот люди среднего возраста в 90-х и 2000-х из библиотечной аудитории практически выпали. Сотрудники Центра чтения опровергают также мнение, что с появлением интернета необходимость в библиотеках для России исчезла.
- Обычный тираж художественной книги сегодня – 3-5 тысяч экземпляров, а библиотек у нас в стране 40 тысяч, при этом к интернету подключены не более 27%, - констатируют авторы исследования. – Кроме того, средняя стоимость модного художественного издания приближается к 500 рублям, а рассылка обязательного экземпляра из издательств по библиотекам прекратилась вместе с Советским Союзом. Между тем, запросы и предпочтения у жителей провинции такие же, как у жителей мегаполисов. И как же им знакомиться с книжными новинками? Вот и скидываются иногда всем миром, чтобы послать «гонца» в райцентр за новым романом Улицкой или Пелевина.
По мнению сотрудников Центра чтения, советских книжных фондов, на которых держится 80% библиотек России, хватит еще от силы лет на 10. Зачастую их комплектование лежит на плечах муниципальных властей, для которых покупка книг – одна из последних забот.
Книжная мешанина
Еще один вывод, к которому пришли авторы «Читающей России» - чтение в последние годы стало интенсивным, но бессистемным. В 53 библиотеках-базах среди авторов 12 000 выданных книг не встретилось ни одного, книги которого были бы выданы более 100 раз.
1. Д. Чейз | 11. Ж. Сименон |
2. А. Кристи | 12. Ж. Бенцони |
3. В. Пикуль | 13. Э. Берроуз |
4. А. Дюма (отец) | 14. Н. Леонов |
5. Ф. Достоевский | 15. А. Адамов |
6. Л. Толстой | 16. Н. Некрасов |
7. Э. Гарднер | 17. М. Шолохов |
8. М. Булгаков | 18. В. Астафьев |
9. Г. Роббинс | 19. М. Горький |
10. Ю. Семенов | 20. А. Конан-Дойл |
Следует учесть, что исследование отражает картину конца 90-х - середины 2000-х годов, поэтому на сегодняшний день список может выглядеть немного иначе. В конце 90-х начали набирать бешеную популярность любовные романы и иронические детективы, впервые появившиеся на постсоветском пространстве. Исследователи отмечают, что одной из главных черт новейшего российского чтения стала беспрецедентная активность всех читательских групп в спросе на развлекательную литературу, прежде всего, переводную. Однако уже к началу 2000-х годов отечественные авторы, освоившие развлекательные жанры, стали постепенно вытеснять из читательского обихода переводные издания.
Такая «мешанина» в выборе читателей объясняется отчасти тем, что библиотекарь перестал быть для читателя советчиком, его функции свелись к книговыдаче. Фонды маленьких библиотек пополняются также по усмотрению самих библиотекарей, среди которых сегодня только 15% людей с профильным образованием. Любопытно, что книговыдача приключенческой литературы сократилась с 7,9% в 1996 году до 3,8% в 2005. Удельный вес фантастики упал с 10,7% в 1995 году до 8,8% в 2005. Лидером в этом сегменте был и остается детектив – в 1995 году книги этого жанра просили 23,8% читателей, в 2005 – 31,5%. По мнению сотрудников Центра чтения РНБ, популярность массовой литературы имеет несколько причин. Во-первых, ее тиражи велики, поэтому она более доступна. Во-вторых, в достаточно суровые 90-е россиянам нужна была какая-то «отдушина», отвлекающая от проблем.
- Предельно схематизируя, можно сказать, что типичный, развитый и активный российский читатель рубежа 1990-х – 2000-х годов – достаточно молодой человек, читающий «для развлечения» Д. Чейза, Агату Кристи и, может быть, уже интересующийся творчеством Б. Акунина, а «для ума» обращающийся к книгам В. С. Пикуля, Д. С. Мережковского и, возможно, Виктора Суворова, - резюмируют авторы исследования.
Библиотечный коллапс
- 30% населения страны как не читали книг в советское время, так не читают их и сейчас. Постоянной аудиторией библиотек остаются школьники, студенты и пенсионеры, - отмечает старший научный сотрудник Центра чтения РНБ Людмила Глухова. - Нельзя сказать, что россияне перестали читать. Скорее, изменилась структура работы человека с текстом. И доля художественной литературы в этой структуре за последние 20 лет, конечно, сократилась. Чтение стало более прагматичным – часто связанным с учебной или рабочей необходимостью.
По словам заведующего научно-методическим отделом библиотековедения РНБ Сергея Басова, ежегодно Россия теряет до 500 библиотек, что часто называют безобидным словом «оптимизация». Если в 2000 году библиотек в стране насчитывалось 51 224, то в 2010 - уже 46 065. Еще одна печальная тенденция – сокращение тиражей литературных журналов. Журнал «Звезда» в 1980 году выходил тиражом 116 000 экземпляров, в 2000 – 9000, а сегодня – 3000. Заметно противоречие – по данным исследования, россияне готовы читать, но государство это их стремление не особо поощряет.
Книгу «Читающая Россия «авторы называют последним исследованием сугубо «бумажного» чтения россиян, но признают, что о конце эпохи бумажных книг говорить еще рано. Кроме того, исследование продолжается, и сегодня в нем принимают участие 80 библиотек из 29 регионов России.