Примерное время чтения: 4 минуты
97

Страшнее пожара - презрение власти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 21/04/2004

Мир без книг представить невозможно. Если в результате глобальной катастрофы погибнет все, кроме людей и книг, будут шансы восстановить цивилизацию. Погибнут книги - погибнет коллективная память человечества. Поэтому бедствия, которые время от времени постигают крупные мировые библиотеки, могут очень печально отразиться на выживаемости человека как вида.

Библиотечная столица

Специалисты считают, что если библиотека сохранит около 20 миллионов разных книг, то остальное уже можно восполнить. Это ядро дает возможность представить себе коллективную память человечества, она собрана в одном месте. Петербург можно смело назвать одной из библиотечных столиц мира. У нас хранится 34 миллиона изданий в Публичной библиотеке, 21 миллион - в Библиотеке Академии наук, 7,5 миллиона - в Санкт-Петербургском университете, 4 миллиона - в Академии художеств, а ведь еще есть библиотеки в Политехническом и Герценовском институтах и т. д.

В каждой библиотеке свои проблемы. Но самое тяжелое положение сейчас у старейшей библиотеки - БАН: Библиотека Академии наук живет буквально на голодном пайке. Директор библиотеки, доктор педагогических наук профессор Валерий Леонов не успевает подписывать заявления об уходе.

- Я вчера подписал заявление, прекрасный специалист ушел на тысячу долларов. А здесь он получал в лучшем случае 4 тысяч рублей. Он вел в БАН как программист планово-экономический отдел, бухгалтерию и кадры, все было схвачено в один узел. И мне его не удержать. Уходят классные библиографы, штучные специалисты, получающие здесь две с половиной тысячи рублей, уходят на зарплату 400-600 долларов минимум, зная уже справочный фонд, электронную доставку, все библиографические тонкости. Все помнят, как после пожара 1988 года здесь лежали книги на разных языках без переплетов, без оглавлений, фрагменты - как трупики обгорелые лежали. Пять библиографов сумели собрать из фрагментов в разных хранилищах книги и вернуть в строй три с половиной тысяч изданий. И высшим проявлением мастерства было, когда сотая страница сходилась со сто первой. Я их попросил описать эту работу, у нас есть публикации.

Беда сплотила

Валерий Леонов в библиотеке уже 17 лет - сначала был заместителем директора, потом стал директором. Он полностью согласен с китайским трактатом начала нашей эры, в котором хранитель императорской библиотеки перечисляет грозящие библиотекам беды. Это гонения властей, пожары, наводнения, войны и смуты. Все актуально до сих пор.

Как ни парадоксально, катастрофический пожар 1988 года показал, как нужна городу и стране эта библиотека. Тысячи горожан предлагали помощь в просушке книг (ведь большинство изданий гибнет не от огня, а от воды и пены), разбирали завалы. Люди брали домой тома, сушили, чистили - и всегда возвращали. Ни одного случая присвоения книги из пострадавшей библиотеки не было. Теперь же БАН, судя по всему, переживает бедствие номер один из китайского списка - если не прямое гонение властей, то их абсолютное невнимание, что вполне равносильно гонению.

Скоро библиотекари из простых районных библиотек будут получать больше, чем их коллеги из БАНа, владеющие несколькими языками, специалисты экстра-класса, потому что БАН финансируется из федерального бюджета. Несмотря на то что библиотека является признанным во всем мире научным центром, она не вошла в список "особо ценных объектов культурного наследия народов РФ" - как Эрмитаж, скажем, или Пушкинский дом. И на ее работу уже давно, с начала 90-х годов, выделялись мизерные средства.

Библиотека или книжный склад?

Что будет, если уйдет последний квалифицированный специалист? По словам Валерия Леонова, тогда библиотека превратится в хранилище книг, в которых разобраться и работать с которыми никто из читателей не сможет. В отделе комплектования уже осталось две трети сотрудников, а в отделе обработки новые поступления не обработаны с 2003 года. Новейших изданий читатель не видит, потому что они не стоят на полке, не внесены в каталоги.

В ноябре Библиотеке Академии наук исполнится 290 лет. Учрежденная по личному указу Петра I, она пережила войны и периоды упадка. Чтобы нынешний упадок не стал окончательным, нужно не так уж и много денег - хотя бы на зарплату сотрудникам и ремонт здания. Иначе в истории БАНа появится последняя запись: основана при императоре таком-то, закрыта при президенте таком-то.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах