Выступят легендарные группы «Аквариум», «ДДТ», «Ю-Питер», которые живут и работают именно на Пушкинской. Последние 10 альбомов «Аквариума» здесь же и записывались. По знаменитому адресу располагаются также киностудия Александра Баширова «Дебошир-фильм», офис «Храма Джона Леннона», выставочные залы, галереи, музеи.
Гребенщиков - персона нон-грата
История «Пушкинской» началась в 1989 году, когда независимые художники захватили расселенный, но еще не вставший на капитальный ремонт дом. Внутри были обшарпанные квартиры с провалившимися полами и прогнившим водопроводом, но андеграунд радовался и такому пристанищу. Жили на птичьих правах, и когда начинался ремонт, возникла реальная угроза быть выкинутыми на улицу. И все-таки власти пошли на компромисс, выделив художникам и музыкантам часть зданий.
Поэтому, кстати, возник парадокс - арт-центр называется «Пушкинская, 10», но вход - с Лиговского, 53: дома, выходящие на улицу, художникам не достались.
Сейчас сложно оценить всю значимость появления арт-центра, который называется еще и «Свободная культура». О том, какова была «свобода культуры» в советские времена, вспоминает Борис ГРЕБЕНЩИКОВ:
- Я был персоной нон-грата. Чтобы пройти в актовый зал родного Петербургского университета, мне пришлось надеть парик и накладную бороду! А я должен был выступать в концерте с Сергеем Курехиным. Когда вышел на сцену, организаторы уже ничего не могли поделать.
«Пушкинская» для питерского искусства - это то же самое, что Афины для демократии. Что исполним на мероприятии? Мы думали над тем, чтобы спеть несколько песен Шуберта, но с ужасом поняли, что они на немецком языке. Быть может, что-нибудь древнегреческое?
Островок свободы
А Юрий ШЕВЧУК считает «Пушкинскую, 10» островком свободы:
- Я оказался там в 1989 году, одним из первых. Рядом прекрасные друзья: художники, музыканты - все люди по духу близкие, родные. Как раз мне и жить было негде, поэтому все сложилось нормально. Это были самые лучшие времена моей жизни. Ночью гудеж, утром - стихи, музыка, искусство. Лет через сто какие-то очкарики, я думаю, будут с придыханием что-то читать об этом доме.
Художник и музыкант Кирилл МИЛЛЕР был среди тех, кто открыл «Пушкинскую, 10» для народа:
- Поначалу были мастерские, а я придумал клуб «Арт-клиника», в котором проводил авангардные вечеринки с экспериментальной музыкой, выступлениями лучших коллективов. Народ потянулся, «Арт-клиника» стала популярной. Все это происходило еще до капитального ремонта, в совершенно «убитом» доме. Прошло уже 20 лет, и все эти годы
«Пушкинская» сохраняет дух открытости.
Писатель Александр ЖИТИНСКИЙ называет «Пушкинскую» «заповедником андеграунда»:
- Еще до капремонта в одной из разбитых квартир располагалось наше издательство. Когда возникла угроза, что всех выкинут на улицу, мы начали борьбу, помню, что писал статьи в защиту «Пушкинской», в результате - художникам, музыкантам и поэтам выделили флигель. Было это при Собчаке.
История эта - вполне в европейском духе: там тоже «андеграунд» захватывает пустующие дома, и, как правило, потом художники в них и остаются. В России же это был уникальный случай.
- «Пушкинская» возникла самостийно, энергично развивалась и энергия эта не уходит, - говорит художник-митек Виктор ТИХОМИРОВ. - Ничего более значительного из центров современного искусства в городе нет: или появляется что-то микроскопическое, или - то откроется галерейка, то закроется. А «Пушкинская» уже заложила традиции, что очень важно, и выявляет в искусстве истинное.