Примерное время чтения: 9 минут
239

Александр Сокуров: «Мы все боимся перемен»

Санкт-Петербург, 5 марта – «АиФ-Петербург». Встречу в переполненном зале Сокуров начинал с грустных откровений. Говорил о судьбе градозащитного движения, ярым сторонником которого он является вот уже почти 10 лет, с обидой рассуждал о ситуации на киностудии «Ленфильм».

«Может, уйду из градозащитников»

- Вы активно занимаетесь градозащитой, как сейчас оцениваете ситуацию в Петербурге?

- С большим трудом приходится бороться за защиту исторических зданий, но градозащитных побед гораздо меньше, чем поражений. Мы не смогли защитить несколько сооружений в городе. Я увидел, что мой голос ничего не решает. Поэтому из общественной деятельности, может, уйду совсем, так как не могу влиять на события. Я часто принимал участие в так называемых «круглых столах» вместе с ответственными за сферу культуры чиновниками, высказывался, спорил, но потом никакого результата это не давало. Мои реплики вырезали из эфира, пресса мои слова не печатала. Я понял, что это какая-то игра своеобразная и решил, что мне это не нужно. Никакого резонанса это все равно не имело. Я не позволю, чтобы это оказывало влияние на дело всей моей жизни – кино.

Russianlook.com

 

- Недавно правительство Петербурга призвало жителей предлагать идеи будущего Апраксина двора, проект реконструкции которого должны подготовить этой осенью. Вы каким его видите?

- Он должен быть открытым, свободным, без замков. Это место – национальное достояние, и конечно, разрабатывать проект нужно поручить профессиональным архитекторам, при этом, должен быть большой выбор, независимая экспертиза.

- К новой сцене «Мариинки» как относитесь?

- Что я могу сказать в адрес великого дирижера? Валерий Гергиев создал лучший оркестр в мире. Новое здание Маринки – это, конечно, беда. Но у меня ощущение, что Гергиев устал от проектов, экспертиз, у него не хватило сил в итоге. Люди, ответственные за проект, при этом ничего не сделали, а нам, градозащитникам, доступа не было. При этом сотни людей, видевшие проект, ничего не сказали. Попытки достучаться как-то до правительства в этом отношении, были бессмысленны. Все превращается в утопию. Пока твой крик пройдет через чиновничьи лабиринты, все уже будет построено. Еще на ранних этапах таких проектов ответственные граждане должны не бояться высказываться против.

Чужой среди своих

- Каковы ваши отношения с «Ленфильмом»?

- Я испытал личное поражение в противодействии гибели «Ленфильма». Это моя личная трагедия. Я там давно не снимаю, никогда там не был своим, давно стал чужим, но мне кажется, что защитить эту киностудию важно, как базу для будущих кинематографистов. Это вызвало решительное возмущение, нынешнее руководство не желало видеть там молодежь. Но я не умею вести подковерных боев. Мы проиграли в сложной ситуации. Все, что связано с «Ленфильмом» сегодня - довольно грязная история. И то, что сейчас родственники Алексея Германа говорят что-то про меня, про мои коммерческие якобы выгоды на «Ленфильме», ну это даже не хочется комментировать. Я очень уважаю покойного Алексея Германа, но считаю, что ситуация, когда в руководстве киностудии стоит вся семейная династия, – недопустима.

- А как вы оцениваете ситуацию с увольнением продюсера Андрея Сигле?

- Сигле – замечательный продюсер великолепных картин. Он сам не будет работать на «Ленфильме». Он там просто не выгоден – слишком сильная фигура, которая не будет молчать.

 

Russianlook.com

 

- Вы говорили, что возглавите киношколу для начинающих режиссеров. Планы не изменились?

- Я вряд ли. Я считаю, что вести эту школу может Любовь Аркус – режиссер, редактор журнала «Сеанс». Мы пытаемся создать независимый фонд «Дебют». По крайней мере, договорились об этом.

- Федор Бондарчук не сможет грамотно руководить «Ленфильмом»?

- Бондарчук-то сможет. Вопрос в том, как он будет все успевать. У него столько разного бизнеса, он актер, режиссер, у него много разных проектов. Студию нужно пасти каждый день, заниматься ей ежедневно, ее надо «лечить». Федор не может быть каждый день в Петербурге. В любом случае я бы пожелал удачи ему, чтобы студия все-таки выжила.

  Russianlook.com

Мы плохо знаем современного человека

- Чего не хватает сегодня в нашей стране?

- В России не хватает веры, духа, масштаба. Нужна политическая воля, ее опять же не хватает. Ведь понятно, что одними посадками в тюрьму проблемы не решить. Эта реакция на борьбу с гомосексуализмом, истерия, говорит о дикости общественного сознания. Все переворачивается вверх дном. Общество неврастенично. Мы плохо знаем человека, у нас есть опыт Толстого, Чехова, а сегодняшнего опыта нет. Кто такие сегодняшние люди? Как они живут? Да и потом мы сами не можем решить свои проблемы и зачастую не хотим их решать.

- Что нужно изменить, чтобы идти вперед?

- Нужно реорганизовать телевидение, отношения между церковью и государством. Не должно быть сращивания церкви и власти. Нужны серьезные политические решения, на которые не может решиться руководство страны. Все боятся перемен. Все понимают, что они нужны, но боятся. Этого не дают сделать заинтересованные лица, которые в результате этих перемен боятся потерять власть и богатство. Может, нужно перенять исторический опыт предков и пригласить в управленцы иностранцев. Я предлагал эти идеи, но их восприняли скептически.

- Что вас пугает в современном обществе?

- Слышу со всех сторон озабоченность уровнем образования в школе, все признают, что это национальная трагедия. Он ниже, чем раньше. А ведь это единственная гарантия развития российского государства. У нас в стране есть уникальные вузы, школы, но есть регионы, где всего этого нет. Где школы закрываются. В Дагестане в сельских районах их нет вообще. Наше будущее находится в головах тех, кто сегодня учится в 10-11 классе. В этих коробочках. Фактически будущим управляет не президент, а вот эти каши, которые варятся в этих головах. И те, кто эти каши варит, эта сила, сегодня потеряла взаимодействие с молодежью. А ведь надо взаимодействовать не только с талантливой молодежью, она и без нас проживет, но и со средним классом. Они совершенно брошены сейчас. Большевики очень чувствовали этот момент и по-своему пытались найти решение, иногда решение было небездарным.

- Как относитесь к сегодняшней оппозиции?

- Мне больно за этих людей. Я согласен с ними, но понимаю, что такими методами ничего не решить. С властью нужен диалог, нужен другой подход к противостоянию. Жаль, если система сломает этих людей.

- Цирк на «Фонтанке» недавно возглавил Вячеслав Полунин. Как оцениваете это назначение?

- Хорошо. Он великолепен, блестящий артист, у него много интересных идей. Он может привлечь интересных людей. Важно, чтобы его в городе не обманули. Он сейчас находится в таком немолодом возрасте, а груз проблем и ответственности на него свалился солидный. Не хочется, чтобы он потерял здоровье на этом проекте.

О кино

- Есть ли у вас фильмы, от которых вы сейчас хотели бы отказаться?

- Я всегда снимал то, что хотел и потом частенько получал за это по голове. Ни от одного своего фильма я не откажусь.

- Расскажите о вашем сегодняшнем проекте, что вы сейчас снимаете?

- Наша небольшая съемочная группа готовится к съемкам совместного немецко-французского проекта. Снимаем о том, как удалось спасти здание Лувра во время Второй Мировой войны. Защита культурных ценностей для меня является делом жизни, и если есть какая-то возможность встать на сторону культуры, я считаю своим долгом это делать. Это большая документальная картина, финансируется Францией и Германией. В этом году мы должны это фильм завершить. Продолжаю работу с режиссерским курсом на Кавказе.

- Каково работать с иностранными актерами?

- Я поразился насколько профессиональны эти молодые ребята. Дисциплина железная, актеры всегда готовы к роли. Это потрясающе.

- Что можно посоветовать начинающим режиссерам? Не у всех хватает денег на обучение или технику.

- Не так важно, на что снимается фильм. Важен конечный результат. Часто смотрю ленты молодых людей - много достойных работ. Многим не нужны никакие премии, призы, деньги, кроме самой возможности делать. Беззаветная и душой и сердцем работа. Очень уважаю таких. Они создают фильмы гораздо более существенные, чем студенты киновузов и профессионалы. А что касается обучения, я бы посоветовали идти на съемочную площадку в ассистенты к хорошим настоящим мастерам. Там многому можно научиться. Еще я в молодости много проработал на телевидении, был спортивным репортером. Могу сказать, что это колоссальная база для будущего режиссера. Вообще спортивная журналистика – это целый драматический мир, с борьбой, поражениями, победами. Невероятно интересный.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах