Примерное время чтения: 8 минут
2511

Нарисуем, будем жить. Что ждет Союз художников?

На прошлой неделе Верховный Суд РФ поставил точку в деле ликвидации Международной конфедерации союзов художников, правопреемника Союза художников СССР. Решение Фемиды стало ожидаемым, ведь на кону стояло право собственности на  Центральный Дом художников (ЦДХ), что на Крымском Валу в Москве.  Дело вышло резонансным и заставило поволноваться творческую интеллигенцию двух столиц. Созданный прецедент ставит под угрозу существование не одного десятка творческих объединений. В том числе и в Санкт-Петербурге.

В советские времена разнообразные творческие, спортивные и профессиональные общества и союзы обладали поистине колоссальными средствами и возможностями. На их балансе стояли производственные площадки, стадионы, санатории и базы отдыха, даже свои дворцы. Некоторые общественные организации  жили не беднее, если не богаче, всесоюзных промышленных гигантов. С приходом дикого капитализма очень быстро от прежней роскоши ничего не осталось. Сперва имущество поделили между многочисленными приемниками распавшихся объединений.  А затем оно и вовсе затерялись в пучине начавшейся приватизации.  

Союз художников не стал исключением. В 1992 году он был расформирован, а бывшие отделения союзных республик, получивших независимость, создали Международную конфедерацию, в которую также на правах самостоятельности вошли бывшие  московское и ленинградское отделения. Конфедерация по-прежнему занималась организацией выставок,  обучением, изданием книг и альбомов, а чтобы хоть как-то сводить концы с концами сдавало часть оставшихся  помещений коммерческим организациям в аренду. Это и стало поводом для Минюста обратиться в суд с требованием о ликвидации организации. Представленные Конфедерацией доказательства, что полученные средства шли на поддержку  уставной деятельности, судей не убедили. Теперь, как ожидается, здание ЦДХ отойдет Третьяковской галерее. Будут ли там как и прежде организовываться выставки членов Конфедерации, и на каких условиях, прогнозировать никто не берется.

Художники под прицелом

Формально принятое решение Санкт-Петербургского Союза художников не касается, если, конечно, не брать в расчет что городские авторы имели возможность ежегодно выставлять свои работы в Москве. Но в частных беседах художников не меньше беспокоит вопрос, не постигнет ли  незавидная участь старшей организации и городское объединение.

Петербургский союз объединяет художников, скульпторов, реставраторов и искусствоведов, среди которых люди с мировой славой. Но живут не богато.  На  более 4 тысячи членов приходится около 1200 мастерских.  В большинстве случаев это неприглядные подвальные или чердачные помещения.  В пользовании у организации есть Выставочный центр на Большой Морской, 38, где в режиме нон-стоп проводятся выставки. Работ настолько много, что одна экспозиция сменяет другую примерно раз в неделю. Чтобы попасть на некоторые из них, выстаивается очередь. Не единожды в Выставочном центре бывал и Георгий Полтавченко. Здесь он смотрел и выставку, приуроченную ко Дню Победы, и персональную экспозицию работ директора центра Александра Сайкова. Вне стен Союза – множество благотворительных выставок и акций в больницах, библиотеках, детских и социальных учреждениях города.

Площадей ни для работы, ни для экспозиций отчаянно не хватает. А еще нужны деньги и на содержание, и на поддержку молодых художников, которые, в отличие от мэтров, не могут себе позволить ни персональных выставок, ни удобных мастерских, ни качественных материалов.

Александр Сайков, избранный в этом году председателем петербургского Союза художников, оказался последовательным борцом за расширение присутствия художников в культурной жизни.  При нем с аншлагом прошла выставка к 85-летию Союза в ЦВЗ «Манеж»,  его стараниями развивается проект создания музея русского искусства в Китае. Союз постоянно бьется за  увеличение количества мастерских, но понимания не находит.  Художникам предлагали освободившиеся котельные, но все они требуют неподъемных расходов на ремонт и подключение коммуникаций. Не выходит договориться и с застройщиками новых домов – отдавать драгоценные метры коммерсанты не хотят.  Поэтому каждый рубль у Союза на счету.

От советских времен петербургским художникам досталась здание бывшей столярно-багетной фабрики площадью почти 3 тыс кв.м. на  Салтыковская дороге 6-а в Красногвардейском районе. Закрыли ее еще в 90-х, как нерентабельную, потому что багет стало дешевле закупать в Китае, чем производить у нас. Находится здание в промзоне и для выставочных целей, конечно, не годится. Но использовать его в интересах художников после должного ремонта было бы можно, доступа на эту площадку Союз фактически не имел, а доход от нее в бюджет объединения исчисляется отрицательными значениями. Но, как показало решение Верховного суда, в случае чего, оправданием это не будет.

Бизнес из багета

Союз художников сдает помещения бывшей фабрики в аренду. Согласно имеющимся у редакции документам, до недавнего времени здание арендовали две компании: ООО «Рустрой» и ООО «Эко Холл».

Первая принадлежит предпринимателям Александру Трояновскому и Александре Михайловой. Вторая формально с ними никак не связана. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, пару лет назад у компании сменились учредители. Кто изначально был ее основателем, может теперь рассказать только архивная выписка. 

Сайтов у обеих компаний нет, доступных по поиску объявлений о сдаче помещений в наем тоже не встречается, но сервисы 2GIS и Яндекс.Карты сообщают, что на по адресу Салтыковская дорога 6А работают до 12 компаний, не имеющих никакого отношения ни к Союзу художников, ни к культуре вообще.  

Каким образом коммерческие компании, чья детальность не пересекается с творчеством, получили возможность арендовать здание Союза художников и сдавать помещения в субаренду,  история умалчивает. Сами художники не знают, не помнят или не хотят вспоминать, но  не для прессы намекают, что Трояновский – фамилия в Петербурге редкая.

Действительно, Александров Трояновских в городе не много. И один из них, по нашим данным, работает начальником юридического отдела Союза художников.

Гладко было на бумаге

В январе этого года скончался именитый скульптор Альберт Чаркин, 20 лет  возглавлявший Санкт-Петербургский Союз художников. В последний год жизни Альберт Серафимович, как будто предчувствуя события вокруг  Международной конфедерации союзов художников, озаботился ревизией недвижимости Союза. К этой задаче были привлечены профессиональные девелоперы – управляющая компания «КУБ».

Ее директор Сергей Дубровский подтверждает факт сотрудничества с Союзом, но неохотно делится итогами  аудита, указывая, что этот вопрос находится в ведении художников.

«Да, мы начали сотрудничать с Союзом художников еще два года назад и по поручению Альберта Чаркина изучали ситуацию со зданием на Салтыковской дороге. Основным арендатором была компания «Эко Холл», у них была долгосрочная аренда на 15 лет. Фирма «Рустрой» арендовала боксы по краткосрочному договору, срок действия которого истек в 2016 году. Раскрывать коммерческие вопросы я не уполномочен, но условия были для Союза художников не самыми выгодными. Для понимания могу лишь сказать, что платежи за землю, которые должен вносить Союз художников, почти в два раза превышали поступления от компании «Рустрой», - говорит он. 

Александр Сайков продолжил дело Чаркина и предложил ООО «Эко Холл» заключить очередной договор уже на других условиях. Но компания не согласилась. В августе Союз художников заключил новое соглашение уже с УК «КУБ», которой председатель Союза поставил жесткое условие вывести объект в прибыль.  У нынешних собственников «Эко Холла» вопросов и претензий не возникло. Они уже передали свои площади новому управляющему.

А вот ООО «Рустрой» освобождать площадку не торопится. По словам Сергея Дубровского, еще в августе компании было направлено официальное уведомление о расторжении договора с Союзом художников, но в помещениях, ранее занимаемых «Рустроем» продолжают работать какие-то автомастерские. Выселить бывшего арендатора у УК «КУБ» пока не получается. По словам Сергея Дубровского, его компания столкнулась с яростным сопротивлением.

Как в этой ситуации добиться освобождения объекта, он пока не знает. Александр Трояновский оказался недоступен для комментариев. Союз художников официально конфликт также не комментирует, предлагая дождаться октябрьского заседание президиума Союза, которое и расставит все точки над i.

Удаться ли творческой интеллигенции совладать с  таким бизнесом, неизвестно, но до принятия судьбоносных решений Петербургский Союз художников находится под угрозой. Не исключено, что к решению проблемы может подключиться Смольный. Ведь в октябре в Союз художников ожидается очередной визит губернатора для ознакомления с итогами конкурса на  проект пешеходной зоны на Большой Морской улице. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах