Подогрел интерес
Трудно поверить, но написание столь романтического пейзажа началось с грандиозного скандала. В 1879-м на выставке Товарищества передвижников Куинджи представил уже получившую известность «Березовую рощу». Все говорило о том, что полотно станет хитом и новой экспозиции, как вдруг в одной из газет появилась анонимная статья. Неизвестный автор резко раскритиковал и «рощу», и манеру Куинджи в целом. Архип Иванович здорово обиделся и на следующий год отказался от участия в проекте «передвижников». Почитатели, известные коллекционеры просили его забыть несправедливые обвинения, но мастер был непреклонен. Он заперся в своей мастерской на Малом проспекте Васильевского острова и приступил к написанию нового пейзажа. Это и была знаменитая «Лунная ночь на Днепре».
Над картиной художник трудился около полугода. Однако еще до завершения по городу поползли слухи о ее необычности. Под окнами мастерской выстраивались очереди желающих хотя бы на минуту взглянуть на «феерическую красоту». Куинджи умел подогревать интерес к своим работам. Чтобы заинтриговать публику, а заодно проверить воздействие картины, он стал приглашать в мастерскую гостей. Но - всего на два часа, по воскресеньям. Ход оказался правильным: началось паломничество. Полюбоваться пейзажем приходили и многие известные люди своего времени - Тургенев, Полонский, Крамской, Чистяков, Менделеев.
Выставка одной картины
Однажды к Куинджи заглянул скромный молодой человек в форме морского офицера. Затаив дух, он вглядывался в «ослепляющее волшебство картины», а затем спросил, сколько она стоит. «Зачем вам? Все равно не купите: она дорогая», - ответил художник и назвал фантастическую по тем временам цену - пять тысяч рублей. «Хорошо. Оставляю за собой», - с удивлением услышал он в ответ. Потом Архип Иванович узнал, что посетителем был великий князь Константин Константинович Романов, впоследствии и ставший первым владельцем шедевра. Таким образом, еще задолго до завершения картина обрела широкую известность. Однако настоящая слава пришла к ней осенью 1880-го, когда работа была закончена и выставлена в зале Общества поощрения художников (тогда д. 38 на Большой Морской. - Ред.). Это была первая в России выставка одной картины.
Куинджи тщательно подготовился к необычному вернисажу. Окна небольшого помещения завесили, а на холст направили прицельный луч света. Этот прием придумал сам художник, причем идея пришла к нему во сне. Впоследствии искусствоведы писали, что Куинджи «использовал свойство теплых цветов возгораться от лампового света, а холодных - поглощаться им».
Чтобы увидеть «Лунную ночь», горожане часами стояли в очередях. Часто - по несколько раз, надеясь вновь испытать потрясение и необычные эмоции. Посетители входили в полутемный зал с задрапированными окнами и прямо перед собой видели серебристо-зеленоватый диск луны, который заливал светом все вокруг. Эффект был такой, что некоторые заглядывали за холст в поисках дополнительных фонарей, но ничего не находили. Издатель Суворин писал, что это «не картина, а сама природа в миниатюре»: «Тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар - все это передано так, что удивляешься, как можно это передать».
Многие думали, что Куинджи нашел какие-то волшебные краски, якобы доставленные из Японии. Что он якобы добавляет туда фосфор и другие химические элементы. Появились и те, кто обвинил мастера в шарлатанстве, фокусах и даже сговоре с нечистой силой. Хотя на самом деле секрет заключался в филигранном владении техникой, создающей иллюзию лунного света. Поисках композиции, передающей реальность и ощущение простора. «Что это такое? Картина или действительность?», - воскликнул друг Куинджи Яков Полонский. А поэт Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом положили на музыку.
Шедевр мог погибнуть
Казалось, такую ценность надо беречь, создать достойные условия для ее хранения. Однако амбиции и тщеславие привели к тому, что картина едва не погибла. Ее владелец великий князь Константин решил отправиться в кругосветное путешествие. С собой он взял и «Лунную ночь». Напрасно видные художники, писатели, в том числе Тургенев, просили князя этого не делать. Убеждали, что «благодаря соленым испарениям»… полотно «вернется совершенно погубленным».
Категорически был против пребывания картины на корабле и сам Куинджи. Он даже собирался «возбудить процесс». Но представитель царского рода оставался непреклонен. В итоге случилось худшее. За время путешествия, которое длилось почти два года, картина серьезно пострадала. Влажный морской воздух отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Князь попросил художника его отреставрировать, однако полностью восстановить работу не удалось. Несмотря ни на что, полотно завораживает и сегодня.
В 1882-м Куинджи, вдохновленный триумфом, создал еще две его копии. Первая хранится в Третьяковской галерее, вторая - в Ливадийском дворце Ялты. А затем художник поступил необычно. Закрыл мастерскую, перестал участвовать в выставках. Более тридцати лет он работал «в стол». Также Архип Иванович руководил высшим художественным училищем при Академии художеств. Его учениками были Рылов, Рерих, Богаевский. В 1909 году Куинджи организовал Общество художников. Этой организации он и передал свои земли, полотна и средства. В Русском музее «Лунная ночь на Днепре» выставлена в зале № 35 Михайловского дворца, где находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие шедевры Куинджи.