Сегодня компания уверенно опровергает многие стереотипы, связанные с трудности организации бизнеса в России и доказывает: при грамотном подходе можно и в кризис строить и развиваться.
Люблю с детства!
Подтверждение – сверкающая, с иголочки площадка, которую презентовали 15 апреля. Завод расположен на Волхонском шоссе на участке в 3,45 га. Объём инвестиций - 1,5 млрд. руб., планируемый срок окупаемости – 7 лет. Площадь фабрики – 16 тыс. кв. м. Причём сейчас была запущена только первая очередь мощностью 1,6 тыс. тонн пряников и печенья в месяц. В конце следующего года планируется дать старт второму конвейеру, работающему с такой же эффективностью. Наибольшую часть (65%) займёт флагманский продукт – овсяное печенье «Посиделкино».
Все эти сведения с явным одобрением слушал приехавший на церемонию открытия губернатор Александр Дрозденко. И не только потому, что, у области и компании сложились дружеские, партнерские отношения, а сам Александр Юрьевич овсяное печенье любит с детства и утром предпочитает его к чаю.
- Ленинградская область получила не просто системообразующее предприятие, а 350 хорошо оплачиваемых рабочих мест, - подтвердил глава 47-го региона.- Кроме того, руководство взяло на себя ряд обязательств по объёму инвестиций, которые, не сомневаюсь, будут выполнены. Фабрика – надёжный налогоплательщик и мы, в свою очередь, предоставили коллективу льготы по налогу на прибыль и ряд других важных преференций.
Удачно вышло и с импортозамещением. Многие считают, что в это понятие прежде всего входит выпуск собственных станков, оборудования, автомобилей, но речь идёт и о пищевой промышленности. «Любимый край» здесь показывает яркий пример. Почти все основные ингредиенты, из которых выпекают пряники и печенье – отечественные. За рубежом покупают лишь орехи и изюм особого вида «коринка». В остальном сахар, овсяная и пшеничная мука – всё своё, родное.
- А своё – оно же лучше – и по качеству, цене, и даже по внешнему виду! – убеждён Александр Дрозденко. – В очередной раз мы видим, что отечественная продукция по всем показателям превосходит импортную.
Подарок от власти
Согласны с губернатором и рядовые покупатели, голосующие кошельком. Их выбор очевиден. Сегодня овсяное печенье «Посиделкино» от «Любимого Края» стало классикой, брендом, маркой № 1 в России. Лидируют в своём сегменте и другие виды пряников. А в целом продукция предприятия - лауреат конкурса «100 лучших товаров России». Даже санкции пошли на пользу. После того, как был запрещён импорт из Украины, спрос на отечественную продукцию существенно вырос, в том числе и сладостей. Будем объективными: дешевые зарубежные аналоги тормозили наш бизнес и такой подарок от власти – большое подспорье. Но кондитеры из Горелово и сами стараются быть на высоте. В этом все убедились во время экскурсии по новому цеху.
Оборудование здесь установлено самое передовое. Известно, что лучшие машины, которые месят тесто, пекут и упаковывают нежное лакомство, сегодня делают в Италии, Германии, Австрии и Голландии. Именно эта техника работает и на заводе в Горелово. Контроль за качеством тоже многоступенчатый и строгий. Сыпучие продукты – муку, сахар, - просеивают, жидкие – фильтруют. Нам показали, как происходит полный цикл приготовления, начиная от замеса теста, до обжарки и фасовки печенья.
- Пряничная линия очень высокотехнологична и кажется, всё легко, но на самом деле это не так, - говорит акционер Дмитрий Костыгин. – Сколько европейских фабрик я изъездил вдоль и поперёк в поисках нужного оборудования. Однако техника – это полдела, основное зависит от людей. Чтобы печенька была круглой, ровной надо соответствующим образом подобрать тесто, проследить, чтобы не расплылось, не пригорело, а потом при упаковке не разломалось. Чувствуешь себя канатоходцем: шаг вправо или влево может закончиться падением. Но мы этого не допустим и пришли надолго.
Начинали с нуля
Вообще в «Любимом Крае» привлекает не только вкусная и полезная продукция, но интересен и сам путь рождения предприятия. Ведь компания создавалась буквально с нуля.
- Мы начинали в 90-х, - вспоминает Дмитрий Костыгин, - Тогда было много идей, которые буквально носились в воздухе. Мы пытались заниматься пивом, майонезом, кетчупом, котлетами. И так методом проб и ошибок постепенно вышли на выпуск печенья. Сначала остановили выбор на крекерах, а затем уже капитально стали заниматься овсяным и различного вида пряниками. В 1999-м, тоже в кризис, основали «Любимый Край». Прошли все этапы, связанные с нашим неспокойным рынком. И вот сейчас, спустя 16 лет, тоже в кризис открываем новую линию.
Сегодня объединение является крупнейшим предприятием на Северо-Западе России, специализирующееся на выпуске пряников и печенья. Его годовой оборот в 2014-м составил 1,4 млрд.руб. На заводе трудится свыше 200 человек, средняя зарплата более 35 тыс. руб. в месяц. Преимущественно это квалифицированные специалисты, дорожащие своим местом.
Сами себя сделали
Руководят комплексом тоже люди довольно молодые, но уже многого достигшие. Этот тот класс управленцев, о которых говорят: сами себя сделали. Деловые качества они сочетают с грамотным подходом к рынку и знанием законов, по которым развивается экономика. Не случайно многие кроме высшего образования имеют ещё диплом, подтверждающий бизнес-обучение. Генеральный директор компании Дмитрий Байков, например, закончил Ленинградский кораблестроительный институт, а затем получил степень МВА в Высшей школе менеджмента СПбГУ. Директор по производству Денис Сморгунов начал работать ещё до окончания Технологического института, где специализировался на «промышленной энергетике». Ну а отвечающий за маркетинг Антон Купцов – кандидат экономических наук. В том, что всё больше профессионалов хотят связать своё будущее с «Краем», нет сомнения. Один лишь факт. За последнее время серьёзно выросло число сотрудников, проработавших в компании больше 10 лет.
- Тем, у кого такой стаж работы мы традиционно дарим швейцарские часы, - рассказал Дмитрий Байков. - Сегодня это уже каждый четвёртый. Если так дальше пойдет, это ощутимо скажется на бюджете. Ну а если серьёзно, это те расходы, которым мы очень рады.
Много делается и с учетом социальной ответственности бизнеса. Компания поддерживает целый ряд долгосрочных благотворительных проектов, а в списке постоянных получателей лакомства свыше 20 детских домов города и области.
Ну и какие же перспективы без реальных планов? В «Любимом Крае» они амбициозные. На предприятии уже внедрена система качества по международным нормам, а с появлением новой фабрики здесь хотят замахнуться на самый высокий мировой стандарт. Также акционеры думают об увеличении мощностей и намерены наладить ещё и производство мармелада. А к 2025-му на заводе собираются в год выпускать 1 млрд. упаковок различных вкусностей (сейчас 100 млн.) И никакой кризис этому не помешает.