Сокращение доходов населения, вызванное текущей экономической ситуацией, меняет структуру потребления: россияне стали активно экономить. На этом фоне резко возросла доля гипермаркетов – до 36% (увеличилась на 7% процентных пунктов по сравнению с прошлым годом). Доля специализированной торговли сокращается главным образом потому, что новые специализированные магазины перестают открываться, а многие из уже существующих закрываются.
В этой ситуации одной из очевидных тенденций рынка, набирающей обороты стало активное развитие интернет-торговли. По сравнению с 2013 годом интернет-канал вырос на 50% и составил 7,6%. То есть покупатель переходит в гипермаркеты и интернет-магазины — каналы продаж, в которых можно экономить.
Принимая во внимание данную ситуацию, ГК «Детский Мир» уже внес коррективы в свою бизнес-модель. Запустив в июне этого года проект «Инстор пикап» по всем своим магазинам оффлайн, сеть смогла решить самую главную проблему российской интернет-торговли – оптимизировать логистику доставки товара, заказываемого онлайн на сайте интернет-магазина.
«Теперь мы можем выдавать заказы, которые сделаны в интернет-магазине во всех наших оффлайн магазинах по всей сети, - говорит Алексей Воскобойник. – Мы осуществляем доставку, используя ERP-систему со склада магазина. То есть теперь, минуя все логистическое плечо до любого города, в котором у нас есть магазин, мы доставляем товар курьером со склада в магазине».
Поддержка лояльных клиентов – еще одна задача, которую сеть успешно решает. Сейчас в компании идет пилотный проект по внедрению CRM-системы, до конца года будет принято решение о его тиражировании.
Говоря об условиях, в которых приходится работать предприятиям индустрии детских товаров, Алексей Воскобойник выделил основные факторы, которые оказывают давление на всех участников рынка.
Сложная макроэкономическая ситуация в стране, спад потребления и рост курса рубля, давление себестоимости без возможности снижения расходов как на аренду, так и на персонал давят на уровень маржинальности и доходности компании, которые становиться все сложнее поддерживать. В качестве решения эксперт рекомендует сместить акцент в управлении на проекты по операционному улучшению.
На ведение бизнеса оказывают влияние и повышение финансовой нагрузки на сектор. По мнению Алексея Воскобойника, для данной отрасли налоговое регулирование могло бы быть и проще. Кроме того, на всех игроков рынка перекладываются последствия наличия в стране серого импорта: контрафакт, низкие цены, отсутствие налогов в бюджет. По разным оценкам он составляет сейчас 15-20%.
Существует угроза и со стороны вышедших на российский рынок иностранных интернет-магазинов JD.com и AliExpress. Их огромные финансовые возможности по продвижению и потенциал развития может позволить им занять довольно большой сегмент отечественного рынка за очень короткое время.
Для стимулирования отечественных производителей детских товаров Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уже реализует ряд мер, направленных как на развитие инновационного потенциала российских производителей, так и на продвижение российских товаров и услуг индустрии детских товаров на российские и зарубежные рынки. Мероприятия, реализуемые в рамках Стратегии развития индустрии детских товаров, направлены на создание условий для увеличения доли российских товаров для детей на внутреннем рынке, а также повышение доступности, безопасности и качества товаров для детей.