— Я работаю на дому, и заказчики часто приходят ко мне в квартиру. В подъезде два лифта. И тут сломались оба одновременно. Чтобы подняться пешком, надо зайти с другого входа. Приходилось сбрасывать магнитный ключ с балкона, чтобы посетители могли подняться. Притом идти им приходилось по темной, замызганной лестнице, — рассказывает Лариса. — Сейчас лифты работают, но жители уверены: это ненадолго. Подъемники «латали» уже не раз и не два, и эффект всегда был весьма кратковременный.
Эта история типична для многих петербургских домов.
— Живу в центре. После недавнего случая на лифте стараюсь не ездить. Однажды вместо моего этажа он привез меня сначала на один этаж, потом, не дав опомниться и выйти, захлопнул двери и по собственной «инициативе» повез на другой. Отделалась легким испугом, хотя в процессе этого «неконтролируемого перемещения» промелькнула мысль: а что, если он сорвется, — вспоминает Надежда. — Теперь на пятый этаж хожу пешком.
Механические убийцы
По данным Ростехнадзора, 440 тысяч лифтов в России и около 12 тысяч в Петербурге — потенциальные «убийцы». В марте 2006 года в Москве погиб восьмилетний мальчик — его зажало между дверей. В смерти признали виновными двух электромехаников, которые внесли опасные изменения в лифтовое оборудование. По версии следствия, они не убрали медный провод, который блокировал один из механизмов. В результате створки кабины не раскрылись после того, как наткнулись на препятствие.
В мае уже этого года погибла девочка в Астрахани. Она вместе с дядей ехала в лифте. Когда кабина прибыла на этаж, мужчина вышел, а ребенок не успел — с открытыми дверями лифт неожиданно поехал вверх. Девочка скончалась на месте от полученных травм.
Серьезное происшествие случилось и в Петербурге в прошлом году. Произошло оно на стройке: из-за перегрузки оборвался трос внешнего подъемника, семь рабочих были госпитализированы с травмами различной степени тяжести.
Кроме того, по данным городской станции скорой медицинской помощи, в этом году бригада «03» оказывала помощь пострадавшему из-за неисправности дверей лифта — 43-летнему мужчине в доме на проспекте Маршала Жукова переломало голени. Он был доставлен в стационар.
Успокоили в петербургском управлении ГО и ЧС. Михаил Филиппов, начальник отдела по организации службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ, считает:
— Мне каждый день докладывают о выездах спасателей. Да, бывает, что от перенапряжения в сети горят двигатели, и подъемники просто не работают. В моем доме такое, к примеру, происходит чуть ли не раз в квартал.
В региональном отделении Ростехнадзора, в компетенцию которого входит и надзор за лифтами, подтвердили, что за последние 3,5 года в Петербурге не было ни одного смертельного случая из-за лифтов. А вот раньше их действительно хватало.
— Порядка 70% несчастных случаев происходило с подростками, лишь 30% — со взрослыми пассажирами и обслуживающим персоналом. Подростки проникали в шахту лифта, катались на кабинах. Сейчас на 80% городских лифтов установлены устройства, которые предотвращают такие действия, блокируя работу подъемника.
По ГОСТу срок службы лифтов составляет 25 лет. После чего их должны либо вообще демонтировать, либо обследовать и определить, сколько еще можно эксплуатировать их после модернизации. В Петербурге 40% лифтов старше искомых 25 лет. Такого процентного соотношения, утверждают в Ростехнадзоре, нет ни в одном городе России.
Основная масса отработавших ресурс лифтов приходится на районы массовой застройки 70–80-х годов. Плачевно обстоят дела и в центре Петербурга. Там много лифтов установлено в наружных (стеклоблочных) шахтах — в Центральном районе это треть от всего наличного состава. Специалисты констатируют: у большинства уже сгнили переплеты, металлоконструкции в ржавчине, нарушена герметизация ограждения шахты, что зимой ведет к теплопотерям на лестничных клетках.
Не хватает 230 миллионов
Решить проблему можно только в случае модернизации и реконструкции минимум тысячи лифтов в год. Ремонт, если речь не идет о капитальном, может дать лишь временный эффект. Когда специалисты говорят о модернизации, они подразумевают под этим замену всех основных механизмов лифта: лебедки, станции управления, электроразводки, противовеса. По сути, жители в итоге должны получить практически новый лифт. Модернизация обходится в среднем в 900 тысяч рублей. Установка нового лифта — в 1,5–2 миллиона рублей.
В жилищном комитете нам сказали, что «с 2005 года правительство города уделяет особое внимание состоянию лифтового парка. Значительно увеличено финансирование по отраслевой программе. Так, в 2007 году планируется потратить более 1,3 млрд. руб. на эти цели».
В прошлом году отремонтировано 426 лифтов.
Как говорят жилищники, только на текущее обслуживание лифтов не хватает порядка 230 миллионов рублей в год. Раньше все платили одинаково, вне зависимости от того, находится лифт в 12–15-этажной новостройке или в 5-этажном доме старого фонда. Сейчас идет переход от централизованной системы управления жилфондом к непосредственному управлению собственниками жилья, поэтому такая система работы больше не подходит.
Предполагается, что с 1 августа за лифты горожане будут платить по-новому: плата будет разной в каждом доме, в зависимости от серии дома, его площади и количества лифтов.