Мы уже писали о так называемом «Тюремном романсе-2». Следователь по особо важным делам влюбилась в подследственного и обманным путем вывела его из тюрьмы на улице Лебедева. Нечто похожее в Петербурге было в 1991 году, когда следователь Воронцова помогла попытке побега рецидивиста Мадуева. Об этом был снят фильм «Тюремный романс» с Александром Абдуловым и Мариной Нееловой в главных ролях. Вот и по новому «романсу» следствие завершилось, и уже состоялся суд.
Истории свойственно повторяться
В 1993 году на экраны вышел фильм «Тюремный романс», основанный на реальных событиях. Следователя, которая влюбилась в уголовника и помогала ему устроить побег, сыграла Марина Неелова, а зека исполнил покойный ныне Александр Абдулов. В жизни все эти события происходили в 1991 году. По версии следствия, с которой согласился суд, рецидивист Сергей Мадуев соблазнил следователя прокуратуры по особо важным делам Наталью Воронцову, и ослепленная любовью женщина передала ему пистолет. Мадуев пытался бежать из следственного изолятора «Кресты», ранив из этого пистолета милиционера. Но был схвачен. Воронцову осудили на 6 лет за пособничество в побеге.
История повторилась в 2009 году. 35-летняя следователь по особо важным делам Главного следственного управления при ГУВД Петербурга Яна Антонова выкрала арестованного из СИЗО-4 («Лебедевка»).
С 38-летним Михаилом Берюковым Яна познакомилась давно. И неожиданно столкнулась с ним в следственном изоляторе №4. Он был не раз судим за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, на сей же раз подозревался в мошенничествах и разбоях (за что уже получил свой немалый срок). Между знакомыми завязались отношения, выраженные sms-перепиской. В сообщениях Берюков жаловался Антоновой на «прессовку» со стороны сотрудников изолятора. Якобы тюремщики над ним издевались. Яна, чтобы помочь ему, добилась того, что вошла в следственную группу по делу Берюкова.
Выкрала и сдала обратно
Потом Антонова и вовсе решила его спасти. 24 февраля 2009 года, пользуясь служебным положением, изготовила подложный документ — постановление о выдаче из изолятора Берюкова для дальнейшего этапирования в Новгородскую область с целью производства следственных действий. Антонова для убедительности подделала подпись начальника УВД по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга о согласии на этапирование обвиняемого. Затем, на следующий день, влюбленная следователь - «важняк» предъявила данное постановление начальнику отдела специального учета следственного изолятора и получила согласие на этапирование.
И вот момент сенсационного побега настал. Антонова в присутствии конвоя получила из изолятора обвиняемого и ввела в заблуждение конвойных, заявив о прекращении уголовного преследования в отношении Берюкова. И дала им указание прекратить конвоирование. Берюков сел к Антоновой в машину и они поехали... На суде Светлана Антонова, мама Яны, рассказала, что по дороге Берюков вышел из машины и исчез. А Яна хотела отвести его в больницу, чтобы зафиксировать побои, полученные в тюрьме.
На свободе Берюков, прежде всего, оторвался по наркоте. И быстро попал в НИИ гриппа, где ему устроили детоксикацию организма. Яна оплатила лечение - 14 тысяч рублей. По версии Яны, она хотела вернуть подследственного в изолятор, но у того были совсем другие планы. И тогда Яна зашла в ближайший отдел милиции, и все рассказала. Берюков был задержан и препровожден обратно на «Лебедевку».
Другой следователь отделался легким испугом
5 марта Антонова была уволена из органов МВД, а в конце февраля осуждена на 1 год 8 месяцев колонии-поселения. Что ж, не самое жестокое наказание. Однако другой следователь за то же деяние отделался всего лишь временным отстранением от дел.
Как выяснилось недавно, в прошлом году в Петербурге несколько дней на свободе гулял убийца, осужденный на 23 года. Причем, делал он это в сопровождении двух сотрудников ФСБ, которые даже покупали для своего подопечного ... цветы.
В центре невероятной истории оказался осужденный Олег Маковоз. Он отбывает наказание за несколько убийств, инкриминировались ему и новые преступления, грозившие пожизненным сроком. Однако на свое счастье, Маковоз вдруг вспомнил важные факты о недавно осужденном за рейдерство Владимире Барсукове (Кумарине) и стал давать против него показания. Следователь СУ СКП по Петербургу Олег Пипченков, в виде благодарности, создал для Маковоза, как сотрудничающего со следствием, возможность бывать в центре города без наручников. Достоянием гласности это стало после того, как сотрудники ГУВД, к полному своему изумлению, встретили Маковоза в центре города. Тот с шикарным букетом заходил в гостиницу. Письменный отчет и фотоматериалы оперативники ГУВД отправили в Москву, в Генпрокуратуру. Оттуда в Петербург нагрянули сотрудники ГСУ СКП с проверкой.
Пипченков и оперативники ФСБ Турапин и Андреев, сопровождавшие Маковоза, дали письменные объяснения. Они очень любопытны. Маковоз чем-то болел (до конца выяснено не было, чем же), и его решили этапировать из «Крестов» в Институт нейрохирургии на краткосрочное обследование. Что и было сделано. Дальше начались странности. Вместо того, чтобы отвезти Маковоза обратно в тюрьму, фээсбэшники, захватив адвокатессу осужденного, направились в гостиницу. Объяснение вышло таким: Маковоз захотел ... есть. Покормить его решили почему-то в отеле. Перед гостиницей Маковоз попросил оперов купить для адвокатессы цветы. После этого сотрудники ФСБ оставили в гостиничном номере Маковоза с защитницей наедине! В объяснительной они указывают, что приковали осужденного наручниками к батарее. Впрочем, проверить, так ли это было на самом деле, довольно сложно. В номере Маковоз с адвокатессой провели до вечера - оперативники же их терпеливо ждали.
Только к 19 часам убийцу доставили обратно в «Кресты». В последующие дни свидания Маковоза со своей защитницей проходили по похожему сценарию. Вот что пишет оперативник Андреев о свидании в некоем здании на Моховой: «Оно было похоже на небольшой офисный комплекс ... по виду офисным, но внутри были номера, как в гостинице». Проверяющие из Москвы в Институте нейрохирургии выяснили, что диагноз Маковозу был поставлен неясный. Видимо, он был лишь предлогом для того, чтобы преступник мог покидать «Кресты». Следователи ГСУ СКП по этим фактам не стали возбуждать уголовное дело, хотя могли. Аргументировали они это тем, что находясь на свободе, Маковоз не совершил каких либо общественно опасных деяний. Однако следователь СУ СКП по Петербургу Пипченков все же был отстранен от работы, а оперативники ФСБ Турапин и Андреев удостоились неполного служебного соответствия.
... Вот такие вот похожие истории со следователями с совершенно разным концом. Для самих следователей. А ведь и в том и другом случае убийцы спокойно гуляли по Петербургу...
Комментарий адвоката Михаила Берюкова Марины Юсуповой:
- В СИЗО-4 на Берюкова действительно оказывалось давление. Он длительное время находился в карцере, хотя в настоящее время известно, что официально Берюков был наказан лишь дважды за все время нахождения в условиях следственных изоляторов (в 2008, 2009 году). Это подтвердили сотрудники учреждения ИЗ 47/4, которые были допрошены в судебном заседании по делу, слушание которого проходит в Куйбышевском районном суде Петербурга.
Сотрудники учреждения также знали о том, что каждый день их учреждение посещал Довгополый (бывший начальник по следственным изоляторам ГУФСИН по Петербургу и области; ныне осужденный за превышение должностных полномочий) и посещения были связаны с Берюковым.
Я могу пояснить от себя, что в тот период времени, когда Берюков был постоянным клиентом ШИЗО, я часто посещала ИЗ 47/4 с тем, что бы хотя бы в дневное время исключить «общение» Берюкова с Довгополым. Состояние Берюкова было не очень хорошим, однако все заявления об оказании ему медпомощи бесследно исчезали. А когда все- таки мы добились того, что заявление было подписано и разрешена медпередача, то заявление не дошло до бюро. Угрозы Довгополова были открыты и подкреплялись делом, т.к. на руках Берюкова были видны следы от наручников, но никого не возможно было дозваться с тем, что бы зафиксировать это.
После выезда на очередное судебное заседание в город Всеволожск в суде было подано ходатайство об изменении учреждения для дальнейшего нахождения, т.к. любые документы поданные в спецчасть не доходили до адресата. В суде судья Тогункова отказала в удовлетворении ходатайства. Берюков продолжал находиться в ШИЗО, а буквально через полторы- две недели Яна Антонова фиктивно вывезла его на следственные мероприятия.
Я думаю, что Яна Геннадьевна Антонова знала о давлении на Берюкова и предпринимала какие-то меры, теперь понятно какие.