Но больше всего чернобыльцев обижает жилищный вопрос. Например, в Ленинградской области на положенное по «чернобыльскому» закону жилье выдают специальный сертификат (следствие закона о монетизации льгот, до него жилье выдавали напрямую). Сумма, указанная в сертификате, складывается из количества метров, которые положены семье, помноженных на официальную среднюю стоимость метра жилья в регионе. В итоге реальная рыночная цена квартиры с ценовыми нормами, установленными Госстроем, мягко говоря, расходится.
Пример. К нам обратился житель Гатчины Михаил Кирилюк, который 6 (!) лет работал ликвидатором на Чернобыльской АЭС. Сейчас у него рак щитовидной железы, скоро мужчине предстоит третья операция. По закону Михаил получил «жилищный» сертификат на 900 тысяч рублей.
В Гатчине квартира стоит около двух миллионов рублей. Кредит инвалиду, томящемуся в коммуналке, также никто не дает. Банки резонно опасаются за его здоровье... Чиновники же говорят: все по закону, чего же возмущаться? Но по справедливости ли? Кирилюку представители власти советуют - переезжай в такой регион, где на 900 тысяч можно купить квартиру.
Пример Михаила далеко не единичен. Поэтому чернобыльцы пытались обжаловать в Конституционном суде РФ само постановление правительства о замене жилья на сертификаты, как умаляющее их права и ухудшающее положение. Конституционный суд РФ жалобу отклонил: ни умаления, ни ухудшения он не заметил.