Помогает рисование
Директор детского дома Светлана Быкова говорит, что эти ребятишки, несмотря на свои недуги, очень общительные и открытые. Это правда. Та же Лена, завидев незнакомца, не застеснялась, а станцевала и спела на своём загадочном языке. Маленький Родик и вовсе забрался ко мне на руки. А потом стал застёгивать на моей кофте пуговицы. «Он увидел непорядок - расстёгнутую кофту, - поясняет Светлана Павловна. - Вот и пытается вам помочь».
В музыкальном зале малыши по ролям рассказали мне сказку про колобка. С ней они даже гастролируют. Вообще, с ребятами очень много работают педагоги, придумывают развивающие игры. Например, такую. Задача - нарисовать князя Игоря. Но не сразу. Чтобы создать образ, воспитатели много рассказывали о нём, даже сводили детей на оперу «Князь Игорь». По такому же принципу создавались портреты Пушкина, Петра I, Павла I и других. Получается: и рисуют, и историю изучают.
- Конечно, не всё сразу получается, много бумаги, карандашей и краски изводим, - говорит директор. - Но рисование для наших детишек очень полезно. Оно развивает важные отделы головного мозга.
В рисовальном зале я застал мальчиков Сашу и Женю. Они признались, что очень ждут Новый год, и «заказали» Деду Морозу плейеры. Многие девочки и мальчики ждут от Деда Мороза именно плейеры. Некоторые их называют по-простому - «радио». А вот Никита, парень лет пятнадцати, хочет игровую приставку. «Чтобы в футбол на ней играть, - рассказывает он. - Я люблю гонять в футбол, и по телевизору ни одного матча не пропускаю. «Зенит» - чемпион».
В комнате для уроков несколько ребят выполняли домашнее задание по математике. Заглянул в учебник, прочитал задачу - ничего не понял.
А паренёк лихо расправлялся с примерами. Так что ещё неизвестно, у кого задержка в развитии.
В швейной же мастерской вовсю кипела работа. Дети шили новогодние игрушки в виде конфет и ёлочек. Кроме этого они могут шить подушки, полотенца, коврики.
И потом не забывают
Седьмому детскому дому в мае этого года исполнилось 25 лет. Удивительно, но многие педагоги работают в учреждении со дня основания и до сих пор! В частности, директор.
Светлана Быкова говорит: «Чтобы работать тут, нужно быть немного сумасшедшим и фанатом своего дела. Дети у нас очень тяжёлые, заболевания самые разные. Попадают они сюда из неблагополучных семей. Хотя есть и исключения. Например, один мужчина потерял жену и остался на руках с двумя детьми. Мальчик нормальный, а у девочки синдром Дауна. Папе же надо работать, он не может сидеть дома с детьми, а такой девочке нужен непрерывный уход. Потому она и оказалась у нас. Но отец постоянно её навещает. Сначала он очень переживал, но потом увидел, что за дочкой тут следят, с ней занимаются. А вообще, наши воспитанники нас не забывают, ведь они прожили тут долгие годы. Заходят, помогают, пьют чай с ребятами».
Во время беседы в кабинет директора зашёл как раз из таких - парень лет двадцати, он учится сейчас в техникуме.
- Я прихожу сюда помогать. Вот сейчас снег во дворе чистил, - пояснил он мне. А потом виновато добавил, обращаясь уже к директору: - Светлана Павловна, не обижайтесь, но я сломал лопату.
Светлана Павловна не обиделась, а посмеялась.