Весьма странные методы воспитания «трудных» детей стали применяться в нашем городе. Воспитанников детского дома № 19 Красногвардейского района госпитализировали в психиатрическую клинику… за плохое поведение.
Виноват характер
В ближайшие дни в детдом направятся сотрудники прокуратуры Санкт-Петербурга, в проверке будут участвовать и специалисты Комитета по образованию.
Сотрудники аппарата детского Уполномоченного уже навестили ребят в больнице, познакомились с документами, побеседовали с медиками. По их словам, из записей в медкартах видно, что из четырёх воспитанников детского дома только двое были госпитализированы по направлению врача-психиатра. Больше всего неувязок с 16-летним подростком, попавшим в больницу им. Скворцова-Степанова. 18 марта три медбрата, со слов молодого человека, «связали руки, обмотали тело верёвками и увели в машину». Согласие он подписал лишь на следующий день в больнице, после того как ему сделали это предложение в весьма категоричной форме. Мальчику назначен «лекарственный препарат для коррекции поведения». Однако даже лечащий врач сказала, что «таким детям нужны любовь и понимание. Мальчик просто сильно обижен».
В начале марта этот парень даже убегал из детдома - когда за ним приехала бригада санитаров. Из окна второго этажа он выпрыгнул, в чём был - тапках и футболке. Подросток направился к своей бывшей воспитательнице, которая и привела его в приёмную детского омбудсмена.
- Сейчас мы столкнулись с таким мнением: если с ребёнком не могут справиться воспитательными методами, ему назначается медикаментозное лечение, корректирующее поведение, - говорит Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. - Это довольно странный подход - заменять мастерство педагога таблетками. Вряд ли такое «химическое воспитание» с малых лет положительно скажется на психике человека в будущем.
«Реалити-шоу»?
Это не первый случай, когда детские социальные учреждения лихорадит. В ноябре вся страна заговорила о Павловском доме-интернате № 4. Его воспитанники написали открытое письмо президенту России и пожаловались, что с ними плохо обращаются и плохо кормят. Позже в Интернете появились фотографии измождённого мальчика: он похудел настолько, что не мог передвигаться. Понадобилось вмешательство уполномоченных по правам ребёнка России и Петербурга, руководства города, чтобы в интернате навели порядок. Сейчас директора уволили, а в Павловске собираются строить новый корпус.
Но это лишь косметический ремонт системы. До благополучия далеко. Так, в феврале в детском саду Калининского района двухлетняя Даша лишилась части пальца, причём персонал этого даже не заметил. А недавно двухлетний малыш записал матерную ругань воспитательницы на диктофон, после чего его родители написали заявление в полицию.
Что делать? Депутаты ЗакСа обратились к губернатору с просьбой оборудовать все детские учреждения системами видеонаблюдения. Если поставить камеры, говорят парламентарии, подобных случаев насилия над детьми можно избежать. А если ЧП всё же произойдёт, материалы послужат неопровержимой уликой, как в случае с учительницей Ольгой Харитоновой, которую на глазах у детей жестоко избил отец ученицы, что и зафиксировала техника.
Правда, не всё так просто. Видеонаблюдение в детских дошкольных учреждениях нельзя установить без согласия законных представителей малышей. Все ли родители захотят, чтобы за их детьми ежеминутно наблюдали посторонние люди? И как будет вестись такое наблюдение? Не станет ли администрация «редактировать» отснятый материал? Получат ли к нему доступ папы и мамы? Да и как избежать утечки, чтобы не превращать жизнь детсада в «реалити-шоу»? Однако, главное, конечно же, в другом. Надо относиться к детям с любовью. Иначе никакие камеры не спасут.