Для петербуржца Андрея Борисенко прошлый год был особым. 165 суток он провёл в космосе в составе экипажа юбилейного корабля «Гагарин», сначала бортинженером МКС, а затем командиром. Как же из школьника из обычной семьи вырос космонавт № 110?
- "АиФ-Петербург": Вы начинали в юношеском клубе космонавтики Ленинградского дворца пионеров. Я видела вашу работу той поры, посвящённую летательным аппаратам. Серьёзный труд со сложными чертежами, написанный каллиграфическим почерком… Даже не верится, что её автор - восьмиклассник.
- Сегодня уже можно раскрыть тайну нашего семейного подряда (улыбается). На самом деле почерк у меня плохой, поэтому я собрал весь материал, но подготовил только черновик. Красиво переписал текст отец. Мама выполнила чертежи и схемы. Бабушка готовила обеды, чтобы никто не отвлекался, так как тема действительно была сложная. Ну а я руководил, указывая, что и как делать.
Оранжерея на орбите
- "АиФ-Петербург": Ещё говорят, что вы везучий.
- Причём мне часто везет в самый последний момент. Так, объявление о наборе в клуб космонавтики, что определило всю дальнейшую жизнь, увидел случайно и записался в последних рядах. Сейчас понимаю, что был готов к этому шагу, потому что с детства увлекался научной фантастикой. До сих пор помню, как в школьной библиотеке ждал роман Лема «Приключения звёздного навигатора Пиркса» и был счастлив, получив затрёпанную книжечку.
Также в 9-м классе я написал письмо дважды Герою Советского Союза Владимиру Шаталову, который тогда руководил подготовкой космонавтов. Было большой неожиданностью, что он ответил лично. И хотя Владимир Александрович рекомендовал мне стать лётчиком, это ещё больше укрепило мечту о космосе. Важным стал и ещё один знак. Однажды уже студентами Военмеха мы «примерили» на себя настоящий спускаемый аппарат, установленный в музее газодинамической лаборатории Петропавловской крепости. Мне досталось рабочее кресло бортинженера. В дальнейшем именно на нём я и полетел в космос по-настоящему.
- "АиФ-Петербург": На орбите Международной космической станции вы провели 42 научных эксперимента. Что именно изучали?
- Медицину, биотехнологию, физические процессы. Смонтировали небольшую «Оранжерею» и вырастили урожай пшеницы - от зёрнышка до колоска. В более короткий, чем на Земле, срок. Признаюсь, хотелось попробовать зерно на зуб, но это было бы нарушение инструкции. Много времени у меня занимал и сложный эксперимент «Кулоновский кристалл», связанный с микрогравитацией. Отрабатывали также методику мониторинга стихийных бедствий. Как раз перед полётом произошло катастрофическое землетрясение в Японии, и это внесло коррективы в нашу программу.
Где заказы от учёных?
- "АиФ-Петербург": Можно ли из космоса предупредить о надвигающейся опасности?
- Сверху видно, как просыпаются, начинают дымиться вулканы. На всех континентах, от России до Африки, хорошо заметны пожары. Но одно дело - наблюдать визуально, а другое - разглядеть Землю изнутри. Сейчас такой аппаратуры на станции нет. Однако и визуальный контроль много значит. Помните катастрофу с ледником Колка, который похоронил немало людей, в том числе киногруппу Сергея Бодрова? Экипаж, который тогда был на орбите, зафиксировал его готовность к сходу. Сделали и отправили на Землю снимок, где видно, что с ледником что-то не так. Но цепочка доставки к конечному пользователю оказалась такой длинной, что когда сведения попали в нужные руки, всё уже произошло.
- "АиФ-Петербург": Неужели в экстренных ситуациях нельзя связаться напрямую с МЧС, оперативными службами? Ведь на космической станции установлен телефон, по которому легко дозвониться даже на домашний номер.
- Теоретически можно, но это снова нарушение правил. Думаю, что нужно смотреть на проблему шире и говорить о степени востребованности результатов пилотируемых полётов. Космонавты готовы поделиться информацией, но у нас её плохо «берут». Спроса нет! Случается, что данные экспедиций обрабатываются заказчиками с очень большим опозданием.
- "АиФ-Петербург": Вы летали вместе с американцами. Как налажена работа у них?
- Они проводят существенно больше экспериментов на борту МКС, чем мы. Не потому, что не можем, а нет поставленных задач. Выскажу своё частное мнение. У нас есть мощная организация - Академия наук. Но я что-то не видел, чтобы уважаемые учёные жаждали провести тот или иной опыт на борту станции. А у американцев очередь, конкурс!
- "АиФ-Петербург": Многие спорят и о том, что сегодня космос для нашей страны непозволительная роскошь. Дорого и малоэффективно.
- Это ошибочная позиция. Посмотрите, люди уже привыкли к быстрой передаче информации на любые расстояния, спутниковой связи. Снимаешь трубку - и тебе отвечают в Европе или Америке. Это и многое другое - результат космических технологий. Другое дело, что с развалом Советского Союза разорванными оказались многие технические цепочки, снизился уровень производства, а он в этой области был очень высоким. Надо ликвидировать это отставание и идти вперёд.
А твердить, что не нужен космос, равносильно признанию, что нам не нужны физика, математика или другие науки, от которых нельзя получить быструю выгоду.
- "АиФ-Петербург": Но даже во время полёта вашего «Гагарина» разбился грузовой корабль «Прогресс», который вёз технику и вещи к вам на станцию.
- Логистика снабжения грузами на МКС построена так, что потеря одного «грузовика» не ставит под угрозу здоровье, жизнь или основную научную программу полёта. Количество пищи, воды, кислорода, топлива формируются с запасом, а исследования идут по заранее установленному графику. Когда пришёл второй «Прогресс», работа полностью восстановилась.
Земное притяжение
- "АиФ-Петербург": Вы почти полгода провели в космосе. Каково это - столько времени находиться в замкнутом пространстве, питаться из тюбиков?
- Международная космическая станция на самом деле огромная. «Боже, какая она большая!» - говорят почти все, кто туда попадает. Поэтому 6 человек на этом «летучем голландце» друг другу не мешают. Внутри все передвигаются совершенно свободно, без границ и виз. Вместе ужинаем, встречаем праздники, я там отметил день рождения. «Накрыли» стол с фруктами, чокнулись соками.
Что касается питания, то тюбики остались в прошлом. В основном еда находится в виде консервов или в специальных упаковках, которые достаточно залить небольшим количеством горячей воды.
Я с удовольствием ел свою любимую картошку с грибами. И рыбные консервы, которые, кстати, производят в Петербурге, мне тоже очень нравились. Американцы вообще закупают некоторые продукты в сетевых магазинах. Очередной «Шаттл», например, привёз обычное мороженое. Конечно, невесомость, непривычная обстановка сказываются, и не редкость, когда космонавты как худеют на 10 кг, так и прибавляют. Мы остались в прежнем весе.
- "АиФ-Петербург": А как проходит возвращение к земной жизни?
- У большинства возникают сложности с координацией движений, и мы не стали исключением. Хочешь во время ходьбы повернуть в сторону и, кажется, уже это сделал, но на самом деле ещё двигаешься по прямой. Водить автомобиль в этот период нельзя. Я на протяжении нескольких дней не всегда чётко попадал в двери. Долго сохраняются и рефлексы, сформировавшиеся под воздействием невесомости. На второй день после возвращения начал бриться и… отпустил помазок. Невесомость же… На грохот прибежала вся семья.
После полёта положены два отпуска: ежегодный - на 45 и послеполётный на 30 суток. Проходим и реабилитацию в Звёздном городке и на Чёрном море, в общей сложности пять недель. Через полгода после посадки медицинская комиссия решает: либо космонавт может снова начинать подготовку, либо назначаются дополнительные меры восстановления.
- "АиФ-Петербург": Полёт в космос - особая работа. Как оплачивается такой труд?
- По результатам контракта, который экипаж подписывает перед стартом. Если задание выполнено, выплачивается денежное вознаграждение. Учитываются и переработки, сложность программы, в этом случае сумма увеличивается. И наоборот, если допущены ошибки, которые привели к сбою, поломке аппаратуры, - снижается. Прецеденты есть как в ту, так и другую сторону.
- "АиФ-Петербург": Чтобы полететь на орбиту, у вас ушло 18 лет. Если ещё раз появится возможность - согласитесь?
- Не буду раздумывать ни минуты.