23 января, 10.40. Ул. Восстания, 30, - аптека, где отпускаются льготные лекарства. Очередь. Увы, от заветного окошка большинство отходит ни с чем.
- У меня диабет 2-го типа, без лекарств я не могу, - растерянно смотрит на рецепты 77-летняя Анна Викторовна Борисова. - Но «формин плива» не поступил, а «глюкофажа» нет с 18 декабря 2010-го.
Отрицательный ответ ждал и Николая Пономарёва, ему нужен был «метформин». Сказав всё, что он думает по поводу власти, пенсионер решительно направился в районную администрацию. Наталья надеялась получить «амарин-2», за которым охотится с лета. «Пойду домой за деньгами, - вздыхает девушка. - Будем с мамой на чём-то другом экономить, курс прерывать нельзя». Социальный работник Ирина специально приехала в центр из Красносельского района. Её подопечные страдают психическими расстройствами, а препараты на исходе. Однако нужных не оказалось. В единой справочной посоветовали отправляться аж в Кронштадт, вроде как там осталось несколько упаковок.
- По полгода не можем получить то, что положено по закону! - возмущается женщина. - Кому нужна такая система?
Виноваты «хакеры»?
Почему же в городе возник дефицит с жизненно важными лекарствами? В новогодние праздники, например, из 39 работали только три льготные аптеки. Чиновники объясняют напряжение сменой основного поставщика, массовой инвентаризацией и даже… хакерской атакой на компьютерную сеть аптек. Неразберихи добавили и уже привычные трения между федеральными и региональными льготниками. Пенсионный фонд России, например, передаёт регистр федеральных льготников регионам только 31 декабря. Кроме того, с 1 января в Петербурге стали действовать новые бланки рецептов. Большинство из них электронные, а так как базы данных в аптеках обновляли, то обслужить пациентов просто не могли.
- Были проблемы, когда граждане приходили с прошлогодними рецептами, и им не выдавали лекарства, - признал заместитель председателя Комитета по здравоохранению Владимир Жолобов. - Сегодня им нужно получить новые в своей поликлинике.
Острая ситуация и с тест-полосками для диабетиков.
- Перебои уже на протяжении 3-5 месяцев, - обеспокоена председатель городского Общества больных диабетом Марина Шипулина. - На месяц каждому больному требуется как минимум одна упаковка в 50 штук, иногда - больше. Результаты тестов влияют на расчёт дозы инсулина, если не следить и не принимать меры - начнутся осложнения.
И это касается не только 20 тыс. инсулинозависимых петербуржцев. Жизнь больного астмой тоже определяется наличием лекарств, они всегда должны быть под рукой. В зоне риска и подверженные сердечно-сосудистым недугам.
Лекарства есть. За деньги!
При этом все препараты на прилавках имеются, но - за деньги. Упаковка тест-полосок стоит от 668 руб., «глюкофаж» - 199, «нолипрел», необходимый при больном сердце, - 430-480 руб, аэрозоль для астматиков «беродуал» - тоже около 500 руб. Выделять такие деньги с пенсии ветеранам не под силу.
Причём это не первый случай, когда власти устраивают горожанам «тест на выживание». Скандалы на уровне города возникают почти каждый год, а впервые об изменениях схемы закупок жизненно важных лекарств заговорили ещё в 1997-м. В 2011-м тест-полоски исчезали из аптек в августе и ноябре. Дело дошло до того, что в январе прошлого года страдающий диабетом коммерсант Борис Липнер… лёг в гроб перед Комитетом по здравоохранению. «Ваша работа - наша смерть!» - написал он на плакате.
Сейчас чиновники спешно пытаются выровнять ситуацию. Чтобы обеспечить поставки, объявлено более ста аукционов. По их результатам тест-полосок, например, обещают завезти в 2,5, а лекарств от аритмии в 4 раза больше, чем в прошлом году. До 45 вырастет число аптек, где их можно будет приобрести. По версии комитета, окончательно дефицит рассосётся в феврале. А пока людям рекомендуют выписывать заменители и продолжать сдавать «тест на выживаемость». Мы будем следить за развитием событий.