Снесите этот ужас!
Список градостроительных ошибок Петербурга, по всей видимости, скоро пополнится недавно открывшимся зданием второй сцены Мариинского театра. Громоздкая постройка из стекла и бетона, чем-то отдаленно напоминающая советский конструктивизм, удивила многих. Но вместо восторженных откликов вызвала скорее негодование и возмущение петербуржцев, ведь диссонанс с классическим убранством старой сцены Мариинского театра виден невооруженным глазом. Теперь в Северной столице вместо привычных подписей в защиту зданий собирают голоса за то, чтобы постройку канадских архитекторов снести.
- Да за такое на каторгу сослать мало... не архитектора, а кто эту хрень профинансировал! – кипели от возмущения в блогосфере - А ведь, наверное, были и другие проекты. Не верю, что талантов не было создать новое, но в старом стиле.
- Над нашим городом очередной раз надругались злейшим образом! - говорится в петиции на сайте Change.org. - Группа мошенников, воспользовавшись бессилием народа, снеся несколько памятников архитектуры, разместила в сердце города огромный сарай, назвав это театром. Никому кроме нас, жителей Петербурга, не важен облик нашего города!
Жители Петербурга предлагают демонтировать новую постройку и восстановить исторические здания, которые некогда стояли на Театральной площади.
Раскритиковал новое здание и архитектор, член Совета по сохранению культурного наследия Петербурга Рафаэль Даянов. По его мнению, вторая сцена театра исказила красивую панораму набережной Крюкова канала.
Казалось бы, кричать уже поздно – почти одиннадцать лет продолжалось строительство второй сцены одного из старейших российских театров оперы и балета, за это время можно было и правки внести, и на облик здания повлиять. Но как-то не получилось, или может, не сильно старались? Как уверяют петербургские градозащитники, старались и критиковали, но вот мнения их никто не услышал.
- Мы об этом говорим с 2003 года, - заявил SPB.AIF.RU глава регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. - Что касается последнего проекта, он вообще не рассматривался ни на Совете по Культурному наследию, ни на Градостроительном совете. Его "продавили" в обход критическому мнению экспертов.
Так как проект федеральный, строительство контролировало Минкультуры России, и деньги шли из федеральной казны.
- Здание не гармонирует с окружающей постройкой, кроме того, такое строительство противоречит Федеральному закону «Об охране культурного наследия» – исторический центр Петербурга находится в списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО, и власти обязаны сохранять его от таких агрессивных вторжений, - поделился своими впечатлениями градозащитник.
- Архитектурой это назвать сложно, напоминает промышленный объект. Особенно на фоне старого Мариинского театра смотрится ужасно.
Виноваты все?
Создавать вторую сцену Мариинки начали еще в 2003 году, когда объявили конкурс. Участвовали 11 архитекторов. В итоге победил француз Доменик Перро, но от его футуристической модели из стекла в последний момент отказались, и стройка осталась без проекта. Тут власти судорожно начали подыскивать замену. Выбор пал на канадских архитекторов.
- Ответственность целиком на федеральных властях, которые «украсили» город таким уродством, - уверен Марголис.
Он считает, что демонтировать здание нет никаких шансов.
- Разобрать театр, в который вложены десятки миллиардов бюджетных денег, нереально. Мы не можем добиться разборки «Регент холла» напротив Владимирской церкви. Так что это утопия, - рассуждает Александр Марголис.
Ликвидировать можно разве что новый мост от Крюкова канала к свежее построенному залу второй сцены Мариинки – он, по мнению архитектора, тоже ужасен.
- Единственное, на что я надеюсь, это то, что город, ужаснувшись, будет более внимателен к предупреждениям градозащитников, сказал Марголис.
Эксперты уверены, что к неприглядной картине в центре города добавится и еще одна неприятность – огромные пробки. Ведь новой станции метро не построили, а с парковкой и раньше были проблемы.
Напомним, строительство второй сцены Мариинского театра обошлось казне в 22 миллиарда рублей. Проект разработала канадская компания Diamond & Schmitt Architects.
Ранее с критикой второй сцены театра выступил и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он заявил, что история со строительством второй сцены Мариинки должна стать хорошим уроком для горожан.
- Изначально был очень смелый, интересный проект, который предполагал строительство чего-то нового в этом месте. Но на деле оказалось, что воплотить планы в жизнь невозможно. В результате мы получили очень упрощенный, усредненный вариант, - сказал глава Эрмитажа в одном из интервью.
Пиотровский уверен, что виноваты в появлении такого здания все— от строителей до простых петербуржцев, не сумевших отстоять другие проекты.