Скандалы вокруг строительства второй сцены Мариинки, которые продолжаются не один год, завершились расторжением контракта с автором проекта Домеником Перро.
Тем не менее, глава Федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой обещает, что новое здание театра будет построено в 2009 году. Но многие специалисты утверждают - в лучшем случае года через три.
Горожанам трудно разобраться в этой истории, а нервов потрачено уже немало. Сначала протестовали против здания Перро, называя его "мусорным мешком". Потом - против сноса ДК Первой пятилетки и остатков исторического памятника - Литовского замка. Остро переживали слухи, что будут выселять окрестные дома, и вот теперь уже два года смотрят на унылый пустырь. Зачем были принесены все эти жертвы, если строительство так и не начинают? Когда и какое здание будет возведено на берегу Крюкова канала? Мы попросили высказать свое мнение не просто специалистов, а людей, душой болеющих за город.
Александр Марголис, генеральный директор Благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда:
- В принципе приглашение зарубежных архитекторов для участия в строительстве нового Петербурга - необходимо. Но Швыдкой, наконец, сказал правду - эти мастера "заточены на победы в конкурсах", но после победы наступает рабочая стадия - нужно выложить на стол техническую документацию, которая бы удовлетворяла нормам и требованиям данного места. Перро с этим не справился.
Меня тревожит одно - мы ведь серийную политику здесь открыли: уже есть пустырь на острове Новая Голландия. Мистер Фостер, как и Перро, известный европейский архитектор, но тоже еще ничего в Петербурге не построил, что у него будет с технической документацией?
Иногда говорят: ну, вот же, у нас строили Растрелли, Камерон, Росси. Внимательно всмотритесь, как эти гении работали. Растрелли приехал в Петербург мальчиком, учился, был на подхвате у старших, и только впитав в себя местный опыт, сориентировавшись, начал строить. Эти гении здесь жили, а не являлись в Петербург победителями конкурсов, с проектами, разработанными в Лондоне и Париже.
Михаил Мамошин, глава архитектурной мастерской:
- Ситуация со второй сценой Мариинки - это урок для города. Это был первый международный конкурс, и, на мой взгляд, в нем участвовали архитекторы-радикалы, которые не очень "подходили" Петербургу. Так что этот тупик можно было предвидеть заранее. Но сегодня нужно сохранить авторский надзор за проектом Доменика Перро. Иначе будет построено здание, за которое никто не отвечает! Или мы будем иметь яму, как у Московского вокзала.
Людмила Лихачева, бывший представитель Доменика Перро в Петербурге:
- На Западе архитектор - царь и бог, он рисует, а подрядчик строит. Если архитектор не доволен, все переделают. А у нас мэтр должен предоставить еще и "рабочку" - техническую документацию. Западным звездам трудно адаптироваться к нашим условиям, но тут ни одну сторону нельзя назвать "белой и пушистой".